14 марта 135 лет со дня рождения
Владимира Андреевича Фаворского
(1886 – 1964г.г.)
![This image has an empty alt attribute; its file name is Фаворский.jpg](http://artschool48.ru/wp-content/uploads/2021/03/%D0%A4%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.jpg)
Влади́мир Андре́евич Фаво́рский — российский, советский художник—живописец, график, мастер портрета, ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог, теоретик изобразительного искусства. Народный художник СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1962).
Владимир Фаворский родился в Москве, в семье адвоката Андрея Евграфовича Фаворского.
Первые навыки в рисовании получил дома под руководством матери — художницы О. В. Шервуд. В 1903—1905 годах занимался в школе-студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина, посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном училище. После окончания московской гимназии №5 в 1905 году уехал в Германию. В Мюнхене обучался рисунку и живописи в школе Ш. Холлоши. Вначале хотел пойти к более известному А. Ашбе, но тот в 1905 году скончался. В 1930-х годах в Московском институте изобразительного искусства (ныне Московский художественный институт имени В. И. Сурикова) у художника возникнет конфликт с И. Э. Грабарем, в свое время обучавшимся у А. Ашбе (вероятно, сказалось различие школ). Одновременно с обучением рисунку и живописи посещал в Мюнхене занятия на искусствоведческом отделении философского факультета: слушал лекции Х. Корнелиуса (последователя А. Гильдебранда), А. Фуртвенглера, К. Фолля. Ш. Холлоши познакомил молодого художника с творчеством Х. фон Маре — члена«римского кружка», в который входил и А. Гильдебранд. На уроках у Ш. Холлоши художнику открылось, что «Маре и Сезанн связаны воедино». В 1907 году вернулся в Москву.
В 1907 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1913 году окончил искусствоведческое отделение этого факультета, которое было организовано по инициативе профессора Н. И. Романова (создававшего вместе с И. В. Цветаевым Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в Москве) и студентов Б. Р. Виппера, К. Н. Истомина, Д. С. Недовича, В. А. Фаворского.
Тема дипломной работы художника — «Джотто и его предшественники», в ней он попытался проанализировать сложность пространственных отношений в живописи итальянского проторенессанса. В этот же год в Москве открылась первая выставка древнерусских икон из собрания Сергея и Степана Рябушинских. Тогда же художник работал над переводом на русский язык с немецкого книги А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве».В 1918—1919 годах преподавал во Вторых свободных художественных мастерских в Москве. С 1921 года преподавал во ВХУТЕМАСе, в 1923—1925 годах был ректором. Как и в немецком Баухаузе, во ВХУТЕМАСе, создали «основное» (подготовительное) отделение, где читали общий пропедевтический курс «формальной композиции». Его авторами были В. А. Фаворский, П. Я. Павлинов, К. Н. Истомин. В 1921—1924 годах по приглашению В. А. Фаворского во ВХУТЕМАСе преподавал теорию искусства П. А. Флоренский.
![This image has an empty alt attribute; its file name is Н.Л.-Бродский-Б.И.-Лебедев-В.А.-Фаворский-Н.В.-Ильин-на-выставке-рисунка-Бориса-Лебедева-1940-е-годы-2-1024x705.jpg](http://artschool48.ru/wp-content/uploads/2021/03/%D0%9D.%D0%9B.-%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%91.%D0%98.-%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2-%D0%92.%D0%90.-%D0%A4%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%9D.%D0%92.-%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D0%BD-%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B5-%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B0-%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B0-1940-%D0%B5-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B-2-1024x705.jpg)
Сам художник преподавал на графическом факультете ксилографию (гравюру на дереве), на основном отделении читал курс «Введение в теорию пространственных искусств», на графическом факультете также — «Теорию композиции» и «Теорию графики». Программа курса «Теория композиции» сохранилась в архивах художника, она составлена, безусловно, под воздействием книги А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве»[1]. В 1930—1934 годах преподавал в Полиграфическом институте, в 1933—1938 — в Архитектурном институте, в 1934—1938 — в Институте изобразительного искусства,
Декоративного искусства (все в Москве)[2]. Профессор.
Н. А. Бродский, Б. И. Лебедев, В. А Фаворский Н. В. Ильин на выставке рисунка Бориса Лебедева 1940 годы
![This image has an empty alt attribute; its file name is Суперобложка-к-Маленьким-трагедиям-А.-Пушкина-2.jpg](http://artschool48.ru/wp-content/uploads/2021/03/%D0%A1%D1%83%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0-%D0%BA-%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%BC-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F%D0%BC-%D0%90.-%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0-2.jpg)
В 1936—1941 годах — консультант Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР.
Член общества художников «Четыре искусства» (1924—1930, один из членов-учредителей), член-корреспондент Союза немецких художников книги (1928).
- Академик АХ СССР (1962; член-корреспондент 1957). Народный художник РСФСР (1959)
- Народный художник СССР (1963)
- Ленинская премия (1962) — за иллюстрации к классическим произведениям русской литературы («Слово о полку Игореве», «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина)
- Георгиевский крест 4 степени
- Гран-при Всемирной выставки декоративных искусств в Париже (1925)
Суперобложка к маленьким трагедиям Пушкина.
- Золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958)
- Золотая (1959), Золотая коллективная и Серебряная (1965) медали на Международной выставке искусства книги в Лейпциге
- Дипломы Всесоюзных конкурсов на лучшее издание
- года (1960, 1961, 1962, 1965).
- Почётный член Академии дизайна (Флоренция, 1963)
- Член-корреспондент Немецкой академии искусств (1964).
![This image has an empty alt attribute; its file name is Могила-на-Новодевичьем-кладбище-2-683x1024.jpg](http://artschool48.ru/wp-content/uploads/2021/03/%D0%9C%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%D1%8C%D0%B5%D0%BC-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5-2-683x1024.jpg)
Умер 29 декабря 1964 года в Москве.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Творчество и теория искусства:
«Всё, что мы воспринимаем, — писал В. А. Фаворский в статье „О композиции“ (1932), — движется и живёт в пространстве и времени. Поэтому любая реальность должна изображаться не только трёхмерно, но и непременно с учётом движения фигуры». Свою мысль Фаворский заключил так: «композиция — это есть изображение времени». Мастер настойчиво доказывал и демонстрировал на примере своих гравюр, как взаимодействуют чёрное и белое — одно и то же изображение мы можем воспринимать как чёрное на белом или как белое на чёрном, это создаёт пространственность гравюры, одновременно «в цвето-пространственные отношения вступает белизна бумаги», а осязательные, двигательные ощущения придают изображению пространственно-временну́ю целостность. Причем «черное в гравюре выглядит активнее, материальнее», оно «сопротивляется», противодействует белому, а белое «не пускает чёрное», что и выражает гравюрный штрих. Приводя к единству противоположные начала, художник постигает возможность «цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременно́е»[8].
Художник возродил классическую чёрноштриховую гравюру на дереве и создал отечественную школу книжной иллюстрации. Он и его последователи в 1910—1930-х годах решительно отказались от белого штриха, вернулись к средневековой технике, но при этом по-новому стали решать задачи особенной, специфичной для искусства гравюры целостности пространственных отношений изображения на плоскости белого листа бумаги. Формальная интенсивность взаимодействия чёрного и белого тонов, «звучность» и декоративность гравюр художников новой школы способствовали их органичному «вхождению» в композицию книги «как целостного организма» (определение Фаворского). Иллюстрации строились без обрамлений — свободным пятном на белом поле листа как особом изобразительном пространстве — и, следовательно, активно взаимодействовали с пространством книги. Конструктивность изображений — иллюстраций, виньеток, заставок, органичная связь изображений со шрифтом, который также «конструировали» художники школы Фаворского, создавали оригинальные художественные тропы, особый метафорический язык, сближавший графику и искусство слова[9].