
Карл Ива́нович Ро́сси, урождённый Карло ди Джованни Росси (итал. Carlo di iovanni_ русский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 18 (29) декабря 1775 года в Неаполе. С 1787 года вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси, и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, жил в России, в Санкт-Петербурге, куда был приглашен его знаменитый отчим.
В 1788 году Росси поступает в известную немецкую школу St.Petri-Schule. Будучи с детства связанным с миром искусств, Росси обучался у архитектора Винченцо Бренна. В 1795 он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником. С 1796 был помощником Бренна на строительстве Михайловского замка. В 1801 году становится архитектурным помощником 10 класса. В 1802 Росси получает заграничную командировку для завершения образования и уезжает на два года в Италию.
В 1806 году Росси становится архитектором Кабинета. Однако сначала он получает работу не как архитектор, а как художник по фарфору, и два года работает на фарфоровом и стеклянном заводе. В августе 1808 Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего (неоготическая Екатерининская церковь Вознесенского монастыря в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. В 1809 году Росси занимается перестройкой Путевого дворца Великой княгини Екатерины Павловны в Твери.
В 1815 году Росси возвращается в Санкт-Петербург. В 1816 он назначен членом Комитета строений и гидравлических работ. К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822, в 1822—1824 годах архитектор надстроил над Галереей Гонзаго библиотеку), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818). Под руководством Росси осуществлены перестройки внутри Зимнего дворца: покои для невесты Николая Павловича, прибывшей в Петербург принцессы Шарлотты (1817 год), реконструкция апартаментов в юго-восточном ризалите для пребывания прусского короля Фридриха Вильгельма III (1818 год), создана в 1826 году Военная галерея.

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами
над Наполеоном. Его проекты имели гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия).

Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819—1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827—1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси). Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.
К. И. Росси скончался 6 (18) апреля 1849 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в 1940 году на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры[4].

Надгробие Карла Росси
1838 год — Итальянская улица, 11; Название улице присвоено в 1739 году по стоявшему рядом Итальянскому дворцу, который строился по образу и подобию итальянских увеселительных домов. Обветшавший дворец был разобран в начале XIX века, а на его месте возведён Екатерининский институт[1].
В период с 1871 до 1902 года улица называлась Большой Итальянской, в то время как Малой Итальянской была современная улица Жуковского[1].
4 августа 1878 года на Итальянской улице народоволец С. Кравчинский нанёс смертельное ранение кинжалом шефу жандармов генералу Мезенцову, возвращавшемуся домой пешком после утренней службы.
В 1923 году улице присвоили имя погибшего в годы Гражданской войны комиссара Александра Семёновича Ракова (1885—1919). Прежнее наименование улице вернули в 1991 году[1].
Постройки:
- Деревянный театр (1806, Москва, Арбатская площадь), сгорел в 1812 году[5]
- Екатерининская церковь в Кремле (1808)
- Перестройка Путевого дворца Екатерины II в Твери (1809)
- Реконструкция Аничкова дворца (1816)
- Ряд павильонов и библиотека над Галереей Гонзаго в Павловском дворце (1815—1822)
- Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818)
- Ансамбль Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825)
- Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819—1829)
- Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834)
- Ансамбль Александринской площади со зданиями Александринского театра, нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси) (1827—1832)
- Колокольня Юрьева монастыря (1841)
- Собор Святых Петра и Павла в Таллине (1841—1845)
- Собор Рождества Христова в Христорождественском монастыре в Твери (1814—1820)
- Собор Преображения Господня в Торжке (1814—1822)
По проектам Росси[
- 1913 (по проекту 1816 года) — павильон Росси в Павловске (памятник императрице Марии Федоровне), архитектор К. К. Шмидт, скульптор В. А. Беклемишев.
- 1Биография
- 2Адреса в Санкт-Петербурге
- 3Постройки
- 4Фильмография
- 5Примечания
- 6Литература
- 7Ссылки
Википедия