Творческая жизнь в первую пятилетку, до начала войны, в музыкальной школе бурлила. По всей вероятности, у горожан ее деятельность вызывала неподдельный интерес. В те годы в газете “Большевистская сталь” регулярно появляются заметки, фото и другие публикации о школе. Автор Г. Гершельман даже покритиковал юных музыкантов и их преподавателей, видимо, был большим знатоком или специалистом в области музыкальной педагогики: “… У учеников класса Баховой и Малиновской излишне резкий удар. Классом баянистов руководит тов. Векслеров, ему также пришлось указать на неряшливую проработку программы. Хоровой класс (преподавательница тов. Бахова) исполнил три песни под аккомпанемент фортепиано. Первые две были исполнены с хорошей фразировкой и красивой звучностью. В третьей ребята спотыкались, забыв слова” (“БС”, 1937 г., № 62). Но в основном информация была позитивной и, что немаловажно сейчас, регулярной, до 17-ти публикаций в год. Теперь, только благодаря этим публикациям, мы можем составить объективную картину жизни школы тех лет. “Шумливые, порой озорные дети меняются, становятся серьезными, сосредоточенными. Вот он, Володя Леонтьев, будущий скрипач, готовит сложные, трудные для его возраста номера. Его можно поздравить — он подготовил третий концерт композитора Зейтца” (“БС”, 1937 г., № 99). “Над школой шефствует симфонический оркестр городского театра имени Серго Орджоникидзе. Оркестр устраивает для учащихся концерты, знакомя их с крупнейшими произведениями композиторов” (“БС”, 1939 г, № 20). Газета рассказывает читателям о школьных буднях музыкантов: подготовка к конкурсу 100-летнего юбилея Чайковского на лучшее исполнение его произведения. Как дети разучивают программу для записи на радио к годовщине Октябрьской революции, как готовятся к переводным испытаниям и тому подобное.
С момента открытия музыкальной школы, сразу же, в 1936 году, было организовано три отделения: оркестровое, народное и фортепианное. Оркестровое отделение возглавил прекрасный педагог-скрипач Глеб Яковлевич Гончаренко. С его историей читатель уже познакомился (“КР”, № 92 2020 г.) Вместе с Г.Я. Гончаренко в школе работала целая плеяда великолепных музыкантов, одаренных педагогов-энтузиастов. Это скрипачи — И. М. Калиновский, А.Е. Финкенталь, Е.Я. Майлов, Л.И. Матлашенко, З.А. Якобсон; виолончелисты — А.Н. Дьяконов, Е.Н. Баулина, В.П. Кликно, Новинский; духовики — И.И. Фридманович (о нем мы тоже уже писали в № 1, 2021 год), Голубев.
Первый заведующий народным отделом Тимофей Федотович Дорошенко преподавал игру на баяне. Был он человеком, увлеченным музыкой, большим любителем и пропагандистом этого русского народного инструмента. Баян в те годы был популярным инструментом среди населения. Многие, и дети, и взрослые, учились играть на нем самостоятельно. Так что школьники приходили в школу записываться “на баян” с большим желанием. Тимофей Федотович позже организовал ученический оркестр(!) баянов. Можно только догадываться, какое это было звучание и мощь! И сожалеть, что сейчас этот прекрасный инструмент незаслуженно забыт и мало ребят изъявляют желание учиться играть на нем. Ученический оркестр баянистов принимал участие в смотрах и фестивалях, а преподаватель пользовался среди учащихся большим уважением и любовью.
Рожденный в 1904 году, Дорошенко был призван на фронт уже в августе 1941 года. На фронте, в 1942 году, вступил в ряды коммунистической партии. Трудными фронтовыми дорогами он прошел все четыре года войны. 9 августа 1945-го демобилизовался и вернулся в Сталинск. А в сентябре уже приступил к своим прежним обязанностям преподавателя-баяниста. “Большой популярностью среди юных баянистов пользуется преподаватель класса баяна Тимофей Федотович Дорошенко” (“БС”, 1948 г., № 53). Преподавал он до выхода на пенсию в начале шестидесятых. Награжден медалью “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”. Тимофей Федотович, как и все фронтовики, был скромным человеком, почти не говорил о своих боевых заслугах.
Вместе с ним на отделении преподавал еще один учитель — баянист Николай Иннокентьевич Векслеров. О нем ничего не сохранилось в школе, кроме одной фотографии из газеты “Большевистская сталь” (№ 268 1937 г.) и подписи под ней: “Ко дню выборов в Верховный Совет СССР кружковцы Детского Дома культуры готовят музыкальные номера. Кружковец-отличник Чепуров за уроком с руководителем тов. Векслеровым”. По этому старому снимку художник школы Р.В. Мирошниченко воссоздала портрет Николая Иннокентьевича для штендера Бессмертного полка.
В 1941 году оба преподавателя народного отдела школы ушли на фронт. По-разному сложилась их военная судьба. Н.И. Векслеров с фронта не вернулся. Архив Министерства обороны РФ располагает очень малочисленными сведениями о его боевом пути. В год 75- летия Победы, год Памяти и Славы, имена Н.И. Векслерова и Т.Ф. Дорошенко бронзовыми буквами выбиты на памятной мемориальной доске, расположенной на фасаде школы.
На фортепианном отделении в момент открытия школы было два педагога, и учились 45 учащихся. Первыми преподавателями были Елена Вениаминовна Цветкова и Елизавета Леонидовна Бахова. “Большевистская сталь” в 1937 году писала: “В музыкальной детской школе проводятся зачетные испытания учащихся по классу скрипки и фортепиано. При зачетах присутствуют родители и преподаватели музыки. 8-летний скрипач Витя Мельников исполняет музыкальный этюд. У рояля ученица Вера Важенцева. Руководитель класса скрипки тов. Гончаренко”.
Несмотря на трудности, год от года школа развивалась, прирастая новыми квалифицированными педагогическими кадрами. В 1939 году фортепианное отделение состояло уже из 12 преподавателей, здесь обучалось около 300 учеников. В течение нескольких последующих лет в школу пришли работать: Т.Э. Березняк, Т.И. Завадовская, Е.Л. Каневская, С.К. Смирнова, М.Ф. Мацулевич, И А. Митленкова, Н.А. Митленков, Ф.Л. Дыхно, В.А. Усольцева и другие. В молодой, строящийся город на Томи они приехали из разных уголков нашей страны. Привезли лучшие традиции учебных заведений и музыкальных центров Петербургской консерватории, музыкально-педагогического института им. Гнесиных, Краснодарского музыкального училища, старейшего в Сибири Томского и других.
Это было первое поколение преподавателей школы, внесших огромный вклад в развитие музыкальной культуры Сталинска и области, заложивших основы городской музыкальной педагогики. Медленно в те годы, но все-таки укреплялась материально-техническая база. Много сил и творческой энергии отдает старшее поколение учителей делу воспитания юных музыкантов. И самой большой наградой была горячая преданность их учеников музыке. Учащиеся регулярно получали дипломы и грамоты на смотрах и фестивалях, давали концерты в школах и на открытых площадках. Многие ребята стремились постичь музыкальную грамоту, был большой конкурс. И тогда, и позже в школу можно было поступить, только выдержав приемные испытания. “Меня отдали учиться в музыкальную школу, первую в городе и самую престижную. В нее было трудно попасть, и, несмотря на то, что родители были известными в городе музыкантами, мне пришлось выдержать настоящий экзамен”, — вспоминает А.М. Берестов, основатель джаз-клуба “Геликон” в своей книге “Романтики джаза”. “Музыкалка” быстро завоевала лидирующую позицию в области.
В 1940 году состоялся первый выпуск из двух человек: Зои Лошковой и Володи Леонтьева. Скрипач Володя Леонтьев (класс Г.Я. Гончаренко) окончил школу с отличием. Он прошел семилетний курс за четыре года. Неизвестно, как бы сложилась жизнь талантливого юноши, но война оборвала ее. Многие надежды перечеркнула она. В 1941 году 18- летний Володя ушел на фронт. Воевал в 228-м отдельном лыжном батальоне 3-й Ударной армии, сформированном в Новосибирске. 26 февраля 1942 года 3-я Ударная армия получила пополнение. 228-й и другие лыжные батальоны прибыли на фронт из Сибири после довооружения в Ярославле.
После прибытия 228-й батальон был направлен на усиление войск, действовавших в районе города Холм. Здесь с конца января в окружении находился немецкий гарнизон. Противник неоднократно предпринимал попытки прорваться в город и выручить свой гарнизон. Батальон, в котором воевал Леонтьев, принимал активное участие в блокировании Холма и с окруженной группировкой противника. Схватки шли жесточайшие, сам корпус, ведя непрерывные бои с середины февраля, к этому времени понес очень большие потери в личном составе. До сей поры очень много белых пятен в истории отдельных лыжных батальонов. Ведь было и так: командование уничтожало все документы, чтобы они не попали в руки врагу. Вот и в архиве Министерства обороны РФ мало информации о Владимире Леонтьеве: 22 марта 1942 года красноармеец В. Леонтьев, призванный Сталинским РВК, пропал без вести в Калининской области, близ деревни Тараканово Холмского района. О наградах сведений нет. Для учащихся и коллектива школы наш выпускник Володя Леонтьев — Герой, ценой своей жизни отстоявший свободу Родины. Его имя также выбито на мемориальной доске школы.
В 1941 году, с началом войны, директора Детского Дома культуры и одновременно музыкальной школы В.В. Смельского, переводят на партийную работу. На его должность назначают Глеба Яковлевича Гончаренко. Здание Дома культуры было переоборудовано под госпиталь. Школа переехала в барак на Нижнюю колонию. В семи его комнатах, вместе с музыкальной школой, разместились краеведческий музей и кукольный театр. И в это тяжелое для страны время школа жила. Дети на уроках сидели в телогрейках. Согревая пальцы дыханием, постигали красоту гармонии Моцарта и Чайковского, Шопена и Бетховена. Педагоги и учащиеся, как и весь советский народ, отдавали все силы фронту и победе. Все женщины-преподаватели были донорами. Самые выносливые грузили и вывозили уголь для нужд фронта. Летом работали на колхозных полях. Преподаватели принимали участие в сборе теплой одежды для солдат и отправке посылок на фронт. Были организованы платные концерты, средства от которых шли в фонд создания танковой колонны. И почти каждый день, после напряженной работы, и учащиеся, и педагоги приходили в госпитали отогревать сердца раненых бойцов бессмертными мелодиями великих композиторов. За годы войны ими было дано свыше двухсот концертов.
Условия труда в военные годы требовали особого подхода к ученикам. Высокий профессионализм педагогов помогал им работать с полной отдачей сил, и результаты были налицо: неизменные победы учащихся на исполнительских конкурсах. В школе в то время было пять скрипок, два баяна и два фортепиано. Число учащихся в этот период резко снизилось и составляло около двухсот человек. В годы войны семилетнюю программу за четыре года освоила Галя Логинова. После школы поступила в Горьковскую консерваторию. Посвятила себя музыкальной педагогике, преподавала в музыкально-педагогическом институте в Краснодаре.
Наталья Иващенко, заведующая библиотекой ДШИ № 48