Ни для кого не секрет, что Новокузнецк славится своими талантами. Особенно юными художниками, певцами, танцорами и музыкантами. Недавно за победы в различных конкурсах, в том числе и мирового уровня, четверо учеников новокузнецкой Детской школы искусств №48 были награждены губернаторской премией «Юные дарования Кузбасса».
За плечами этих трудолюбивых ребят – девятилетнего скрипача Ярослава Бурина, двенадцатилетнего виолончелиста Ильи Прибылова, пятнадцатилетнего пианиста Романа Харламова и его ровесницы – знатока музыкальной теории Ирины Самсоновой – победы на самых престижных фестивалях и конкурсах. И никто в ДШИ не сомневается, что губернаторскую стипендию – тысячу рублей ежемесячно от фонда «Юные дарования Кузбасса», которой с сентября 2013 года были удостоены уже 300 одарённых мальчишек и девчонок, – они получают не зря. Увлечённые музыкой и отмеченные высокими наградами, юные таланты уже сегодня знают, что и в дальнейшем пойдут по профессиональной стезе.
Некоторые из них премию получают не впервые. Так, Ярослав Бурин награждён за успехи от имени Губернатора второй раз. Перед этим мальчик удостоен губернаторской стипендии за отличную учёбу в общеобразовательной школе. «Скрипкой наш Ярослав «заболел» в четыре года. Однажды услышал на улице игру музыканта-скрипача и, буквально заворожённый, заслушавшийся звучанием инструмента, застыл возле него. А потом стал просить родителей, чтобы отдали его в музыкальную школу. Через три года мы так и сделали», – вспоминает бабушка Ольга Валерьевна.
«Ярослав учится в нашей школе второй год, но уже в первый он, великий труженик, увлечённый игрой на скрипке, показал, на что способен при его трудолюбии и желании учиться. Вообще я твёрдо уверена: если есть триединство – ученик с хорошими данными, понимающий преподаватель и поддержка родителей – всё непременно получится!» – считает преподаватель Ярослава по классу скрипки Екатерина Баранникова. Екатерина Леонидовна признаётся, что за двадцать шесть лет её преподавательской практики такой одарённый ребёнок, с таким желанием трудиться и добиваться успехов, встречается впервые. «А мне совсем не утомительно заниматься на скрипке ещё и дома три часа. Моё самое любимое произведение – «Маленький Венский марш» Крейслера. Я его могу играть хоть каждый день», – говорит юный скрипач.
Илью Прибылова привели в Детскую школу искусств, чтобы записать на отделение эстетического развития, в пять лет. Мальчик неожиданно пожелал научиться игре на скрипке. «Но мама сказала: «Сынок, да это же инструмент для девочек! Давай мы тебя запишем на виолончель. Вот это по-настоящему мужской инструмент!» – признаётся Илья. И действительно, за семь лет учёбы он полюбил виолончель за её певучее звучание, за многорегистровость. «В звуках виолончели можно услышать все краски, всю палитру звуков, начиная от самого высокого до самого низкого регистра. Виолончель – это настоящий оркестр!» – комментирует преподаватель Ильи по классу виолончели Ирина Рябченко.
По словам Ирины Владимировны, её ученик – талантливая, но и довольно непростая, со сложным характером личность. «Но я думаю, что именно со сложным характером люди чего-то добиваются в жизни. В двенадцать лет у Ильи проявляются черты настоящего мужчины: он уже в таком возрасте умеет нести ответственность не только за себя, но и за маму и за свою младшую сестрёнку. Его авторитет признают даже старшеклассники», – подчёркивает она. Илья играет в знаменитом на всю область ансамбле виолончелистов ДШИ, увлекается футболом. Спорт и музыка для него сегодня равнозначны. В прошлом году Илья стал стипендиатом премии Главы города. В этом вновь назван лауреатом Международного конкурса «Париж – Новосибирск», который из-за пандемии прошёл дистанционно.
Пятнадцатилетний пианист Роман Харламов поначалу, в семилетнем возрасте, хотел заниматься танцами. Попробовал – не понравилось. Вспомнил своё давнее увлечение: в три года родители купили сыну синтезатор, игра на котором мальчика по-настоящему увлекла. «Хочу играть на пианино!» – решил он, и родители его поддержали. Инструмент был приобретён, а сыну ничего не оставалось, как, «теперь уже капитально», учиться играть на нём. «Музыка всегда со мной! Она словно проходит через меня. Те конкурсы, через которые я прошёл, помогли мне набраться опыта, научили справляться с волнением», – отмечает Роман, который учится и успевает побеждать как в теории музыки, так и в игре на фортепиано на конкурсах самого высокого ранга.
«Рома пришёл к нам в октябре, когда занятия уже начались и мы уже изучили нотную грамоту. Но мальчик не отстал от прочих. У него светлая голова, он рассудительный, с развитым логическим мышлением, хорошим слухом. Вскоре Роман стал ездить на конкурсы. И не было ни одного, с которого он не возвратился бы призёром», – отмечает его преподаватель по теории музыки Ольга Блохина. По словам Ольги Спартаковны, все успехи ученика ДШИ №48 Романа Харламова состоялись благодаря его работоспособности и большой помощи со стороны родителей. Мама, Ольга Владимировна, бросает всё, переносит рабочую встречу и едет вместе с сыном на очередной конкурс – по теории или игре на инструменте, которую Роману преподаёт Марина Дерига. Роман твёрдо намерен продолжать обучение в музыкальном училище, причём сразу на двух отделениях – по теории музыки и игре на инструменте.
С самыми сложными теоретическими вопросами игры на фортепиано справляется пятнадцатилетняя Ирина Самсонова, многократная победительница конкурсов. Она учится восьмой, последний год в ДШИ. И за эти восемь лет стала настоящим специалистом. «Меня теоретические занятия привлекают интересными фактами, логикой своего построения и развития. Как в прошлом, так и в современности», – говорит Ирина. «Девочка преуспевает и по сольфеджио, и по музыкальной литературе, занимая призовые места на конкурсах, в том числе и международных», – отмечает преподаватель Лидия Килькова. По словам Лидии Ивановны, её скромная, разносторонне развитая ученица из многодетной семьи делает успехи и в общеобразовательной школе. Отличница из лицея №84, она собрала целую коллекцию дипломов, привезённых с различных фестивалей и конкурсов. При этом преподаватели подчёркивают, что специалистов по музыкальной теории в настоящее время очень мало. И такие ученики, как Роман Харламов и Ирина Самсонова, большая редкость. Не случайно теоретическое отделение ДШИ №48 музыкально-преподавательской общественностью признано лучшим в городе.
«Отрадно, что такое количество мальчиков в нашей школе стали стипендиатами Губернаторской премии. Хотя и считается, что они менее ответственные, менее активные, – комментирует успехи своих учеников директор школы Наталья Киняйкина. – Значит, им настолько интересно учиться у нас, настолько наши преподаватели увлекли их своими занятиями, настолько захватила их музыка! Они по-настоящему поцелованы Богом. Но этого не было бы без трудолюбия. По своему преподавательскому опыту знаю, что таким целеустремлённым и увлечённым детям и дальше в жизни везёт».
Стоит отметить и такой факт: струнное отделение этой первой не только в городе, но и в области музыкальной школы, которая в будущем году отпразднует своё 85-летие, стало основой скрипичной школы в Кузбассе. Школа выпустила как первых скрипачей, так и первых виолончелистов. И музыкальная карьера многих выбравших этот непростой путь сложилась довольно удачно.
// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА