Как человек выбирает себе профессию? Как принять правильное решение, чтобы не пожалеть в будущем? Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, его физическое и психическое здоровье, радость и счастье.
Один чуть ли не с дошкольного возраста знает, кем он будет. Другой определяется к окончанию школы. Третий может поменять несколько профессий, пока не найдет свою. Любая профессия — это целый мир. Интересный и удивительный. Елена Ивановна Скворцова всю жизнь совмещает две профессии одновременно. Потому что так и не смогла выбрать: музыка или хореография. Любит обе профессии. Хотя совмещать их нелегко, так как приходится много работать, в том числе в вечернее время и в выходные дни. Зато, как говорит сама Елена, получает бесценный опыт в двух специальностях и колоссальное удовлетворение в своих занятиях. А это, в свою очередь, дисциплинирует, повышает самооценку, что немаловажно в творческих профессиях.
Преподаватель фортепиано. В музыкальную школу маленькую Лену привела мама. Для чего многие родители решают обучать музыке своих детей? Чтобы у их чада развивались воображение, слух, память, интеллект, воспитывалось зрительное, слуховое и чувственное восприятие и т.д. А мама Лены видела в дочери учителя музыкальной школы. Поэтому к обучению подошли основательно: купили фортепиано, прошли вступительные испытания. Училась Елена Ивановна в музыкальной школе № 6 у Евгении Алексеевны Смирновой. Она с благодарностью вспоминает своего учителя. Ведь это именно она привила ученице любовь к музыке, стала для нее грамотным и тактичным проводником в мир классических музыкальных знаний, профессиональных умений и навыков. Сумела своим примером показать такое высокое служение музыке, что Лена захотела сделать музыку своей профессией. Работать в ту же музыкальную школу № 6 Елена Ивановна пришла после окончания Кемеровского музыкального училища. За 40-летний стаж работы накопила богатый опыт в музыкальном воспитании и обучении детей. Обладая знаниями в области педагогики, психологии, методики преподавания предмета, хорошо владея музыкальным инструментом, умеет раскрывать творческий потенциал у ребенка с разными способностями, воспитывать ученика-творца, ученика — автора своего успеха. За все годы выпустила около семидесяти учеников. Кто-то из них стал музыкантом, многих научила любить и понимать классическую музыку, и это, безусловно, помогло им стать хорошими, образованными людьми, профессионалами в разных областях.
Балерина. Если в музыку Елену привела мама, то стать балериной горячее желание появилось у нее самой. В шестилетнем возрасте, посетив с родителями спектакль “Щелкунчик” коллектива народного балета городского Клуба строителей, была потрясена сценическим представлением. Балет заворожил и очаровал. Захотелось порхать, парить на сцене под дивную музыку, как те воздушные танцовщицы. Параллельно с обучением в музыкальной школе стала заниматься в детской танцевальной студии городского Дворца пионеров. В дальнейшем перешла в студию при Народном театре балета ДКиТ КМК под руководством В.Ф. Павловой. Здесь научилась главному: пониманию, что такое есть балет. Что за внешней красотой стоит жесткая дисциплина: ежедневный изнурительный труд, часто физическая боль, эмоциональные нагрузки, соблюдение режима питания. Занятия пять раз в неделю. Многие не выдерживают, уходят. Но только не Елена, с нею балет остался навсегда. На репетиции летела на крыльях. Под руководством чутких, преданных балету педагогов, участвовала в их постановках балетов, танцевальных номеров, училась быть артисткой классического балета, умению при помощи движения рассказывать историю спектакля. После перехода в труппу народного балета ДКиТ КМК началась серьезная, профессиональная работа. Во дворце была хорошая материальная база, ничего не приходилось покупать, было все: пуанты, сценические костюмы. Спектакли шли в сопровождении симфонического оркестра. Танцевала в балетах “Вальпургиева ночь” Ш. Гуно, “Баядерка” Л. Минкуса, “Болеро” М. Равеля, “Жизель” А. Адана, “Шурале” Ф. Яруллина. Много ставилось концертных балетных номеров. С коллективом выезжали с гастролями в города области и России. Принимали участие в конкурсах художественной самодеятельности. На приз газеты “Труд” много лет завоевывали 1-е место. В 90-е настали тяжелые времена. В это время пришла танцевать в сильнейший коллектив города “Дивертисмент” (руководитель С.Е. Горбунова), где многие балерины имеют профессиональную подготовку. Завершив карьеру танцовщицы, с танцем не рассталась — преподает в народном ансамбле классического танца “Фуэте” ДКиТ КМК.
Хореограф. За годы преподавания хореографии Елена Ивановна наработала свою методику. Диплом факультета начального обучения Новокузнецкого педагогического института дал теоретические знания в области детской педагогики и психологии, возрастной физиологии. Многолетняя практика работы с детьми младшего возраста отшлифовала эти знания. В группе занимаются 15 — 20 человек, девочки с 5 — 6 лет. Заинтересовать, удержать внимание и чему-то научить бывает порой сложно. Но ничего невозможного нет. Любовь к профессии, детям приносит свои положительные плоды. Постепенно, шаг за шагом, шумные, неорганизованные, порой угловатые, они превращаются в изящных маленьких балерин. Начинает обучение с ритмики, это один из важнейших разделов в освоении танца. Эти занятия обязательно связывает с элементами классического балета. Дети учатся ощущать движение через музыку. Существует много игровых музыкально-танцевальных упражнений, которые с удовольствием воспринимаются малышами. При постановке танца Елена Ивановна ищет музыку интересную для детей этого возраста, чтобы она была им доступна и понятна. Затем, отталкиваясь от музыки, подбирает движения в соответствии с возрастом и приобретенными навыками. Так рождается танец. Начинаются репетиции, оттачиваются движения, отрабатывается музыкальность, выразительность и синхронность. Шьются костюмы. И заканчивается учебный год отчетным выступлением на большой сцене. Елена Ивановна закладывает в учениц основу, базу классического балета. После трехлетнего обучения, девочки переходят в следующую возрастную группу к другому педагогу.
Музыка и хореография существуют неразрывно. Трудно представить танец без музыки. Музыкальное образование, безусловно, помогает Елене Ивановне как хореографу. Мало подобрать хорошую музыку, надо научить понимать юных балерин, что такое музыкальная фраза, музыкальный размер, темп. Это значительно облегчает работу в постановке и исполнении танца начинающими танцовщицами. И, может быть, поэтому многие из них приходят обучаться игре на фортепиано в класс Е.И. Скворцовой в музыкальную школу. Как когда-то она сама. А Елена Ивановна продолжает делать то, что любит, и любить то, что делает.
Автор статьи: Наталья Иващенко
«Кузнецкий рабочий» № 39 от 24.05.2019
«Кузнецкий рабочий» № 39 от 24.05.2019