(дружеская беседа за чашечкой кофе)
Виктор Степанович Светлаков — один из самых уважаемых музыкальных преподавателей не только нашей школы, но и города. Вот уже 45 лет он приходит в свой класс, чтобы научить ребятишек музыке. Слушать, понимать и любить её. За свой безупречный труд награжден областными и городскими грамотами и благодарностями. Перечислять их слишком долго. В его послужном списке медаль за трудовые заслуги «65 лет Кемеровской области».
Но главным в его жизни всегда была и остается музыка. Все подчинено ей. И вот сейчас, пока есть свободное «окно» между уроками, мы разговариваем с Виктором Степановичем и о жизни, и о музыке, и о его жизни в музыке. Профессиональный музыкант, он перебирает и раскладывает ее, как по нотам, создавая свою Мелодию.
— Кстати, ноты я впервые увидел только в четырнадцать лет, когда стал заниматься в духовом оркестре Дворца пионеров. До этого о музыке, можно сказать, ничего толком и не знал. А уж о том, что она станет профессией, делом всей жизни, даже подумать тогда не мог!
ДОмузыки
Музыкантов в семье Светлаковых отродясь не было, обычная рабочая семья. И сам Виктор собирался продолжить династию, после школы поступил в ПТУ. Отучившись, пришел работать на КМК газо-электросварщиком. И – как знать – может, и стал бы Виктор Степанович со временем знатным металлургом, гордостью Кузбасса, а то и всей страны, если бы… не музыка. Занятия в духовом оркестре Дворца пионеров увлекли 14-летнего подростка всерьез. Через год он поступил в музыкальную школу №6 (ставшую на всю жизнь родной), а еще через два года – в Кемеровское музыкальное училище, на отделение духовых инструментов.
— Сам я, может, и не решился на такой шаг, если бы не руководитель нашего оркестра – Владимир Сергеевич Дмитриев. Он поехал в Кемерово на учебную сессию и взял меня с собой. Договорился в училище, чтобы меня прослушали. Конечно, нервничал я ужасно – музыкой занимался всего ничего, каких-то три года! А поступали, в основном те, кто с детства ходил в музыкальную школу… Но, видимо, экзаменаторы оказались обо мне лучшего мнения, чем я сам, раз предложили поступать к ним. «Я же тебе говорил, что все получится», — вот кто во мне не сомневался, так это Владимир Сергеевич! Вообще, конечно, удивительным он был человеком, настоящим педагогом. Увлекался сам, и умел увлечь учеников. Именно ему я обязан и любовью к музыке, и выбором профессии. За это буду благодарен ему всегда… И мне всегда хотелось для своих учеников сделать хоть малую толику того, что сделал когда-то для меня Владимир Сергеевич.
Верное РЕшение
Может быть, Виктор Степанович просто скромничает, а может, и вправду всерьез не задумывался, сколько он сам сделал для своих учеников. Сегодня, к сожалению, часто можно услышать фразу: «Преподаватель должен только учить, а воспитывать обязаны родители». Но именно те учителя, которые не просто передают знания, но и стараются воспитывать, достойны звания «НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ».
Таким учителем стал для своих учеников Виктор Степанович. Их общение не ограничивалось только стенами класса и сорока пятью минутами урока. В 1972 году родилась идея создания детского духового оркестра. Будущих музыкантов собирал буквально по дворам. Рассказывал, как это интересно – играть в самом настоящем оркестре, как они будут выступать на концертах и даже гастролировать. Ему удалось увлечь многих ребят, и в музыкальной школе появился детский духовой оркестр. Каждое лето дети и Виктор Степанович выезжали в лагерь — работать, отдыхать и заниматься. Вы скажете — ну какому ребенку хочется на каникулах учиться?! Мальчишки «хвостиками» ходили за Виктором Степановичем, уговаривая его порепетировать. И ведь прав был Светлаков, создавая духовой оркестр! Коллектив очень скоро прославился и за стенами школы.
— Были лауреатами областных и городских конкурсов. И в Кемеровскую филармонию нас приглашали выступать на праздничном концерте в честь 60-летия Октябрьской революции… Специально к этой дате для оркестра сшили гусарские костюмы, очень красиво в них смотрелись ребята. И на городские мероприятия нас приглашали. А какая демонстрация трудящихся без духового оркестра? 1 мая и 7 ноября были, так сказать, «гвоздем программы». Репетировали всегда на улице Сибиряков-гвардейцев. Строем учились ходить, как на военном плацу. Даже уличное движение ради такого случая перекрывали. Для прохожих и местных жителей это было шоу — на лавочках заранее места занимали, на балконах.
Музыкальный МИкс
Многие ученики Виктора Степановича связали свою жизнь с музыкой. И это лучшая награда для учителя! Среди выпускников Светлакова — Андрей Горин, артист Алтайской краевой филармонии, Сергей Архипов, Игорь Гурьянов, Вячеслав Прокофьев — солисты Новосибирского и Томского симфонических оркестров, Галлямова Ольга — преподаватель Новокузнецкого колледжа искусств и много других. Значит, правильно выбрал когда-то профессию учителя.
А многие ли преподаватели могут похвастаться тем, что ученики не забывают их после окончания школы? Светлаков может. Конечно, сам он не хвалится, но как раз в то время, когда мы беседовали, к нему заглянул его выпускник Сергей Трушников:
— С Виктором Степановичем мы общаемся. Смею даже надеяться, что дружим. Действительно, я могу его назвать не просто учителем – другом. С ним всегда было интересно общаться, и не только на тему его предмета. Я же сначала вообще не хотел учиться, как, наверное, многих, заставили родители. Но Виктору Степановичу удалось разбудить во мне интерес к музыке. Он так увлекательно рассказывал, что уроки пролетали как-то незаметно. Я стал понимать, какой это красивый инструмент – кларнет. А уж когда сам более-менее научился извлекать из него мелодию!.. Загорелся, играл в школьном камерном оркестре. Стал понимать и ценить музыку. Вообще, мне кажется, что люди, обучавшиеся в музыкальной школе, они немного другие. Они более глубоко чувствуют, они умеют видеть прекрасное, если хотите, более образованы. И, хотя музыкантом я не стал, но любовь к музыке – хорошей музыке! – этого уже не отнять. Это уже на всю жизнь.
ФАнтазии на тему кларнета и оркестра
Стаж работы в симфоническом оркестре Виктора Степановича чуть-чуть меньше, чем педагогический. Еще будучи студентом музыкального училища начал играть в симфоническом оркестре г. Кемерово. Вернувшись в Новокузнецк по распределению по окончанию училища одновременно начал работать в ДМШ №6 и в симфоническом оркестре Дворца культуры КМК. Позже и руководил этим оркестром. То время Светлаков вспоминает как время гастролей и разъездов. Ведь оркестр был создан для сопровождения балетных спектаклей, оперетты, вокальной студии. В Новосибирске оркестр принимал участие в Российском фестивале самодеятельности. Ездили со спектаклями в Кемерово, Томск, Ангарск. А уж Кемеровскую область исколесили, что называется, вдоль и поперек. Выступали даже в самых маленьких деревушках… В начале 90-х стали работать как самостоятельный коллектив. Тогда же придумали и организовали для новокузнецких школьников детскую филармонию (музыкальный абонемент). За год готовили и показывали семь программ. К сожалению, в 1998 году оркестр прекратил свое существование из-за отсутствия финансирования.
— В профессиональном плане оркестр, конечно, дал мне огромный багаж, опыт! Когда руководишь коллективом, где собрались лучшие музыканты – профессионалы города, это, прежде всего, ответственность. Ты дирижер, ты должен знать все партии, ты должен быть готов ответить на все вопросы. Поэтому без самосовершенствования, без постоянного освоения чего-то нового – никак. Сколько было курсов повышения квалификации – даже уже и не вспомню!
В 1980 г. Светлаков окончил Кемеровский Государственный институт культуры по специализации дирижер самодеятельного эстрадно-духового оркестра.
— А в нашем школьном оркестре? Не было ударника – учился сам, учил ребят. Кроме своего основного инструмента — кларнета, научился играть на тромбоне, фаготе. Кто-то может и скажет «трудно, тяжело, да зачем это тебе надо?» А я так скажу: если любишь свое дело, то всему научишься, все преодолеешь. И оркестр зазвучит, и зрители, и слушатели всегда будут.
СОЛЬное выступление
В 1980 году Виктор Степанович стал директором ДМШ № 6. До этого в школе не было руководителя, исполняющие обязанности часто менялись. Искали молодого, талантливого, инициативного директора. И нашли в лице Виктора Степановича. Городской отдел культуры счел его кандидатуру наиболее подходящей. Правда, был у Светлакова один «недостаток» — по тем временам весьма серьезный – он не был членом КПСС. А руководящие должности могли занимать только они… Пришлось вступить. Но директором он проработал всего 4 года. И отнюдь не потому, что не справился с обязанностями. Просто оказалось, что не его это — ходить по кабинетам, что-то пробивать, просить, писать бесконечные отчеты и заполнять кучу бумаг. На концерты, на общение с учениками времени практически не оставалось, а без этого он уже себя не мыслил. Творчество, музыка, дети – вот что самое важное и интересное.
— Я вообще думаю, что педагог – это одна из самых сложных профессий. И ответственных. Как увлечь и заинтересовать детей? Особенно современных, которых, кажется, ничем не удивишь? Да и родители сейчас часто отдают ребенка в музыкальную школу лишь потому, чтобы чадо на улице не болталось или за компьютером часами не просиживало. И вот как вызвать у него желание не просто освоить какой-то инструмент, но и любовь к музыке, к искусству?.. Здесь одного знания своего предмета мало. Нужно искать подход к каждому ученику, искренне интересоваться его жизнью, знать, чем он увлекается, чем живет, чем дышит… Конечно, многолетний опыт помогает, но все равно это сложно. Но тем больше радуешься, когда видишь позитивные результаты своей работы!
Его доЛЯ
За 45 лет работы в ДМШ № 6 Виктор Степанович ни разу не пожалел о своем выборе профессии. Пусть этот путь и не всегда был легким – звучал в нем и минор и мажор. И все же лучшего для себя он не мыслил: на его глазах менялась школа, менялись ученики. И сам менялся вместе с ними. Как и весь коллектив, пережил трудные 90-е, когда страна развалилась, почти полностью прекратилось финансирование и месяцами не выплачивалась зарплата. Но даже тогда мыслей сменить работу, оставить школу не было.
— Раз уж выбрал свой путь – иди по нему до конца, так считаю. Я и шел. Сегодня могу сказать, что в профессиональном плане реализовался полностью. Единственное, о чем жалею, что нет пока преемника. Учеников было много хороших, талантливых, достойных. Но из тех, кто выбрал для себя профессию музыканта, в городе не осталось никого. В больших городах им легче реализовать себя. Но я надеюсь, что еще появится тот, кто захочет учить, передавать свои знания другим. Может быть, кому-то удастся возродить в городе постоянно действующий симфонический оркестр. Я об этом давно мечтаю…
СИмфония жизни
Музыка сопровождает Виктора Степановича всюду. И дома в минуты отдыха включает не телевизор, не компьютер, а музыкальный проигрыватель. Классику в оркестровом исполнении он может слушать бесконечно. К сожалению, оркестровые концерты в Новокузнецке крайне редки, приходится ради этого ездить в другие города.
— Когда гощу у дочери в Новосибирске, обязательно выбираемся с ней на концерт или в оперный театр. Дочь у меня тоже меломанка – все-таки годы обучения в музыкальной школе дают о себе знать! Недавно специально ездил с учениками в Кемерово на концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Огромнейшее удовольствие получили! Когда любишь музыку – расстояния не препятствие.
Другое увлечение Светлакова – природа, рыбалка. Уже много лет он живет в деревне, в родительском доме. Постепенно отстроил его своими руками практически заново. Оказывается, руки музыканта никакой работы не боятся! А ее в деревне всегда хватает — то теплицу построить, то забор починить, то баньку поправить. Виктор Степанович шутит, мол, там я сам себе и дирижер, и концертмейстер, и солист в одном лице!..
Когда же выдается свободное время, идет в лес собирать грибы или ловит в озере рыбу. И просто слушает тишину. Говорит, что после нее музыка звучит по-особенному…
Записала Иващенко Н.Н. зав. библиотекой ДМШ №6