Николай Васильевич Томский

19 декабря 120 лет со дня рождения

    Николая Васильевича Томского      
(1900 – 1984г.г.)

This image has an empty alt attribute; its file name is Николай-Васильевич-Томский.jpg

Никола́й Васи́льевич То́мский  МоскваСССР) — советский, российский скульптор-монументалист, педагогобщественный деятельНародный художник СССР (1960). Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Ленинской (1972), пяти Сталинских (1941, 1947, 1949, 1950, 1952), и Государственной премии СССР (1979). Николай Гришин (имя при рождении) родился 6 (19) декабря 1900 года в селе Рамушево (ныне в Старорусском районеНовгородская областьРоссия[1]) в семье кузнеца. Так как в 1914 году отец его ушёл на фронт, фактически все годы Первой мировой войны стоял во главе семьи. С началом Гражданской войны был призван в Красную армию, воевал, был ранен. В Рамушеве прожил почти 20 лет. В дальнейшем переехал в Старую Руссу, в нём проявился интерес к изобразительному искусству, он много рисовал, поступил в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями разносторонне одаренного человека, живописца, передвижника Василия Семёновича Сварога. Именно В. С. Сварог посоветовал ему заняться лепкой[3].После демобилизации, в 1923 году отправился в Петроград (ныне Санкт-Петербург), где поступил на скульптурный факультет Художественно-педагогического техникума (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха), который окончил в 1927 году. Руководителем его был Всеволод Всеволодович Лишев. Впервые выставился в 1925 году в Ленинградском музее Революции на экспозиции, посвященной памяти В. И. Ленина. В 1920-е, 1930-е годы участвовал в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучал традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказали влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделированных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом. В это время художник работал над памятником С. М. Кирову (в 1935 году объявлен всесоюзный конкурс проектов памятника на Кировской площади у здания одноимённого райсовета в Ленинграде — победила работа скульптора Н. В. Томского и архитектора Н. А. Троцкого). Открыт памятник 6 декабря 1938 года. На постаменте барельефы, посвященные теме гражданской войны, труда. — Бронза, гранит. Эта работа была удостоена Сталинской премии СССР — первая для скульптора государственная награда). В 1937 скульптор создал статую «А. Бусыгин» (гипс)[3][5].

В годы войны, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. Он возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с В. В. ИсаевойМ. Ф. БабуринымГ. Б. Пьянковой-Рахманиной, Р. Н. Будиловым, Б. Р. Шалютиным, В. Я. Боголюбовым и А. А. Стрекавиным создал скульптурное панно «За Родину!» (6×5 м), которое было установлено на Невском проспекте в районе Государственной Публичной библиотеки[6].

После войны скульптор работал в Москве. В конце 1940-х вылепил и отлил в бронзе, высек в камне ряд портретов и фигур в рост. В портретной галерее, созданной скульптором в это время, — военачальники, герои Великой Отечественной войны:

This image has an empty alt attribute; its file name is Памятник-генералу-Черняховскому-И.-Д.-фото-1964г..jpg

И. Д. Черняховский (мрамор, 1947)М. Г. Гареев (базальт, 1947), П. А. Покрышев (мрамор, 1948), А. С. Смирнов (мрамор, 1948) — все в ТТГИ. Н. Кожедуб (этюд, бронза, 1948; РМ, Ленинград; Бюст также установлен в сельском сквере деревни Ображиевка Шосткинского района; архитектор Л. Г. Голубовский; бронза, мрамор. 1949). Памятник И. Р. Апанасенко (Белгород; бронза, 1944—49). За цикл портретов, памятник И. Р. Апанасенко и монументальные рельефы историко-революционной тематики (с соавторами; гипс, 1949), портрет С. М. Кирова (мрамор, 1949; ГТГ) — скульптор был награждён несколькими Государственными премиями. Руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением московского метрополитена. В этих группах вместе с ним трудились скульпторы М. Ф. БабуринП. И. Бондаренко, Н. И. Рудько, М. Н. СмирновР. К. ТауритА. П. Файдыш-КрандиевскийД. П. ШварцГ. А. Шульц и другие. С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубилась индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной; — образность приобретает содержательный и выразительный психологический строй. Произведения ваятеля в жанре ню, отличает лиризм и хорошее знание натуры. Он не впадает в крайности обобщения, но и не боится наполнения. К сожалению, эта часть творческого наследия скульптора не слишком хорошо известна зрителю. Портреты, созданные им в рамках идеологического заказа, отвечают не только требованиям высокого профессионализма, но и демонстрируют неформальное отношение мастера к выбору средств и соответствию их особенностям внутренней жизни моделей. Показателен в этом отношении, например, портрет французского рабочего, коммуниста Жозефа Гельтона (бронза, 1967, ГТГ). Такими же качествами наделены многие портреты политиков, учёных и деятелей культуры, созданные им на основе этюдов — или во время самих зарубежных поездок, когда скульптор продолжал оставаться творчески активным; портреты — Юзефа Лясковского, мексиканского живописца-монументалиста Диего Ривера (1956—1957), польского революционера В. Шопского (1957), болгарского художника В. Димитрова-Майстора (1957), президента ГДР Вильгельма Пика (1956), генерала Э. П. Пети (1957). Женские портреты скульптора также содержательны, они раскрывают характер моделей, — созвучие гармоничного облика и обаяния, внутренней красоты (Женский портрет. 1964)[5][7][8].

С 1948 года преподавал в Московском художественном институте (ректор с 1964 по 1970 годпрофессор). Одновременно с преподаванием в МХИ, с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР в Ленинграде[9].

Принимал активное участие в общественной жизни. Именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века — Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году. Ещё в 1929 году собор был закрыт, после чего вывезено всё внутреннее убранство, а фрески закрашены, снесли главы и ярус звона колокольни. Фактически здание церкви в 1976 году было передано в ведение Московского государственного технологического университета «Станкина», руководство которого решило разобрать «за ненадобностью» этот памятник архитектуры и истории, а на его месте построить учебные корпуса. Действия Н. В. Томского позволили отстоять церковь. Благодаря ходатайству скульптора удалось начать деятельность по возрождению храма «Всех скорбящих радости» и Скорбященского монастыря, которому он принадлежал. Так, уже в 1982 году сохранённое его силами здание, было отреставрировано финской фирмой, по проекту института «Росреставрация»[10]

This image has an empty alt attribute; its file name is МогилаТомского-на-Новодевичьем-кладбище.jpg

Академик АХ СССР (1949член-корреспондент 1947). С 1958 года — член Президиума, с 1968 по 1983 — Президент Академии художеств СССР. Член Союза художников СССР.

Член ВКП(б) с 1950 года. Делегат XXIV съезда КПСС. Депутат Верховного Совета РСФСР 3, 6-10-го созывов.

Член комитета по международным Ленинским премиям «За укрепление мира между народами», член градостроительного совета Москвы и художественного совета к экспортной комиссии Министерства культуры СССР.

Умер 22 ноября 1984 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/0/05/Gogol-Grab.JPG/250px-Gogol-Grab.JPG
This image has an empty alt attribute; its file name is Бюст-Н.-В.-Гоголя-на-Новодевичьем-кладбище.jpg

Сталинская премия второй степени за мраморный бюст Н. В. Гоголя


В Москве установлен памятник Н. В. Томскому, а на доме, в котором он жил (ул. Большая Бронная, 29), – мемориальная доска.

3.1Память

                                                                                                                  Википедия