7 марта – 145 лет со дня рождения
1875 – 1937 гг.
Французский композитор и дирижер, один из величайших музыкантов первой половины 20-го века, работал в стиле импрессионизма, который характеризуется элегантностью и техническим совершенством. Музыкальные теоретики считают Равеля одним из лучших дирижеров века за его способность создать калейдоскопический набор звуков в оркестре, он также написал несколько превосходных, технически сложных работ для фортепиано.
Морис Равель родился 7 марта 1875 года в Сибуре (город в регионе Нижних Пиренеев Франции, недалеко от границы с Испанией). Он был первенцем в семье Пьера-Жозефа Равеля и Марии Делуар. Его отец имел французские и швейцарские корни, мать была из старинной семьи басков. От отца, инженера по профессии, он унаследовал искреннюю страсть к музыке и точность, которая стала характерной чертой Равеля-музыканта. Его мать пела ему испанские народные песни, в дальнейшем многие из композиций Равеля будет опираться на музыкальное наследие этой страны.
Равель вырос в Париже, куда его семья переехала через 3 месяца после его рождения. Семья жила в богемном районе Монмартра, первые уроки игры на фортепиано Морис Равель начал в возрасте семи лет с уважаемым композитором и исполнителем того времени Анри Гисом. С 1887 года его учителем стал Шарль Рене, который обучал Равеля, помимо техники исполнения, гармонии, контрапункту и композиции. Именно в этот период Равель сочинил вариации на тему Шумана и первую часть сонаты для фортепиано.
В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, где учился по классу фортепиано сначала у Ш.Антиома, а с 1891 года у Ш.Берио, гармонию изучал у Э.Пессара. Уже первые пьесы Равеля (1893 г.) имеют четко выраженные черты его стиля, хотя в них и чувствуется влияние музыки Э.Шабрие и Э.Сати, необычностью которой он восхищался. В 1897 году Равель был принят в класс композиции Габриеля Форе, тогда же он начал заниматься контрапунктом с Андре Жедальжем. Во время учебы в консерватории Равель сделал три попытки (1901-1903 гг.) выиграть престижную Римскую премию, но безуспешно, в 1905 году ему было отказано в праве на участие. В связи с этим отказом, который был необоснован, разразился скандал в парижской прессе, что, в конечном итоге, привело к отставке директора консерватории Т.Дюбуа и назначению на эту должность Г.Форе.
Первым произведением Равеля, получившим известность, стала «Павана на смерть инфанты» (1899 г.). В 1901 году появляется фортепианный цикл «Игра воды», это новый тип французской фортепианной пьесы. Струнный квартет, четырехчастное произведение, Равель посвятил своему учителю Г.Форе.
«Зеркала» — сборник из пяти пьес (музыкальные зарисовки природы («Ночные бабочки», «Грустные птицы», «Лодка в океане», «Долина колокольных звонов») и одна — жанровая сцена («Альборада»)), предлагающих слушателю немалое количество рафинированных сенсорных элементов, которые могут быть оценены в соответствии с его воображением.
В 1906-1908 годы были написаны такие произведения, как вокальные «Естественные истории», оркестровая «Испанская рапсодия», опера «Испанский час», фортепианные «Ночной Гаспар» и «Матушка-Гусыня». В эти же годы Равель начинает работать над балетом «Дафнис и Хлоя».
Во время Первой мировой войны Равель пошел добровольцем на фронт и служил в качестве водителя автомобиля скорой помощи. Военные тяготы, в сочетании с потерей матери в 1917 году, оставили его физически и духовно ослабленным. В 1921 году, чувствуя необходимость уединения, Равель переехал в Монфор-Л’Амори на виллу Бельведер, в пятидесяти километрах от Парижа. Там он пишет, хотя и менее плодотворно, чем в предыдущие годы, занимается садоводством. Равель был элегантен, как утверждают, он первый во Франции стал носить рубашки пастельных оттенков, он отличался безупречными манерами, был великолепным собеседником, но никогда не был женат, полагая, что артистический темперамент не подходит для брака.
В 1922 году Равель оркеструет «Картинки с выставки» Мусоргского, его оркестровка стала лучшей для этого произведения. Он продолжал писать камерные произведения, такие как Соната для скрипки и виолончели, в 1925 году Равель завершил работу над оперой-балетом «Дитя и чары», в сотрудничестве с французской писательницей Колетт, премьера состоялась в Монте-Карло в марте 1925 года. В 1928 году Равель гастролирует по Америке, от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, дирижирует лучшими оркестрами.
22 ноября 1928 года в Париже на сцене «Гранд-Опера» состоялась премьера «Болеро». Танцовщица Ида Рубинштейн предложила Равелю оркестровать пьесы из «Иберии» Альбениса. «Болеро» считается наиболее часто исполняемым произведением, из когда-либо написанных для оркестра.
В 1932 году Равель начинает работать над новым произведением — балетом «Жанна д’Арк». Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного заболевания мозга, ставшего, возможно, последствием травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением композитора были «Три песни» к фильму «Дон Кихот», которые были написаны для русского певца Ф.И.Шаляпина.
Композитор умер 28 декабря 1937 года в Париже после неудачно проведённой операции на головном мозге. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.
Источник: https://www.olofmp3.ru/index.php/Details/Moris-Ravely.html