5 сентября 315 лет со дня рождения
Мориса Кантена де Латура,
(1704 – 1788г.г.)
французского художника
Морис Кантен де Латур — французский портретист, работавший преимущественно пастелью. Девятнадцати лет от роду покинул свой родной город, Сен-Кантен, и явился в Париж, где учился у посредственного живописца Дюпуша и у некоторых других художников. Через несколько лет после того отправился в Реймс и Камбре, случайно приобрел благорасположение к себе английского посланника при французского дворе, взявшего его с собой в Египет, и работал там настолько успешно, что возвратился в Париж с порядочной суммой денег и репутацией искусного «английского» живописца».
В течение двух лет совершенствовал себя в рисунке, чем достиг в пастельном роде живописи такого мастерства, равного которому не обладал никто из предшествовавших ему и, может быть, из следовавших за ним пастелистов. Известность его росла все более и более, чему способствовала также и мода на пастель, распространившаяся в тогдашнем французском обществе. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 года, доставили ему звание сопричисленного к Академии художеств; в 1746 году он был избран в её действительные члены, а в 1750-м получил титул королевского живописца, который и сохранял в течение 23 лет. В 1766 году Морис Кантен де Латур посетил Голландию с целью ближе ознакомиться с творчеством Рембрандта, Рубенса и других фламандских и голландских живописцев. В 1780 году удалился на покой в свой родной город.
На протяжении долгой творческой жизни художнику Латуру позировали Вольтер, дʼАламбер, Король Людовик XV, маркиза Помпадур, Жан — Жак Руссо, Габриэль Бернар де Руэ, художники, актрисы, кардиналы, общественные деятели, портрет философа ДʼАламбера 1753г., автопортрет – обе картины в Лувре, Париж)
Для творчества Латура характерны камерные, исполненные в технике пастели портреты, в которых тонкая градация оттенков показывает «жизнь души» модели в игре мимолетных мимических нюансов. В серии образов философов, художников, актрис, общественных деятелей «эпохи Просвещения» художник Латур утверждал достоинство деятельной и волевой личности, подчеркивая не только социальное положение портретируемых, но и их интеллектуальную активность. По свидетельству современников Латура, он, как редко кто-либо другой, схватывал сходство; с этим качеством соединялись сила, гармония и приятность красок, сохранившихся до сего времени в его портретах, несмотря на их давность. Наибольшее число их находится в музее Антуан-Лекюйер в Сен-Кантене; их собрано также немало в Лувре, в Париже. Многие произведения Латура гравированы выдающимися мастерами его времени.