10 декабря 135 лет со дня рождения
(1884 – 1967г.г.)
Зинаида Евгеньевна Серебрякоа (девичья фамилия Лансере) — русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза.
Зинаида родилась 10 декабря 1884 года. В автобиографии, написанной в ответ на письмо старшей научной сотрудницы Государственной Третьяковской галереи О. А. Живовой, Серебрякова указала датой рождения 12 декабря, что не соответствует документально подтвержденным фактам и другим автобиографиям. Детство провела в имении Нескучное в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере — известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (1850—1933, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости была художником-графиком. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова — таким образом, он приходился З. Е. Лансере двоюродным племянником.
В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903—1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902—1903 годах она путешествует в Италию. В 1905—1906 годах занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента и своего кузена Бориса Серебрякова. Как художник Серебрякова сформировалась в Петербурге. Исследователи подчёркивали «пушкинской и блоковской муз, в гении Достоевского», связанные с творчеством художника[8]
Со времён ученичества З. Лансере старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы — «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) — рассказывают о поисках и остром ощущении красоты русской земли.
Широкую известность принёс Серебряковой автопортрет («За туалетом», 1909, Государственная Третьяковская галерея), впервые показанный на большой выставке «Мир искусства» в 1910 году. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е. К. Лансере» (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) — зрелые работы и твёрдые по композиции. Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911 году, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.
В 1914—1917 годах творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914—1915, Русский музей), «Жатва» (1915, Одесский художественный музей)[9]и другие.
Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.
В 1916 году Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве, он приглашает Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц. В это же время она работает над так и незаконченной картиной на темы славянской мифологии.
Автопортрет в костюме Пьеро (1911)
Зинаида встретила Октябрьскую революцию в родном имении Нескучном. В декабре 1917 года, в связи с начавшимися грабежами семей помещиков, семья Серебряковых переехала в Змиёв[10], затем, в начале 1918 года, в Харьков, где 21 марта 1919 года на съёмной квартире в доме по улице Конторской, 25 умер от сыпного тифа муж художницы Борис[11]. Серебрякова осталась с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. В ноябре 1919 года семейное имение Серебряковых было разграблено и сожжено[12][13]. Из-за отсутствия масляных красок Зинаиде пришлось перейти на уголь и карандаш. В этот период были созданы одни из самых известных групповых портретов детей Серебряковой — «На террасе в Харькове» и «Карточный домик»[14].
Художница отказалась перейти на популярный у советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако нашла работу в Харьковском археологическом музее, где выполняла карандашные наброски экспонатов[15]. В декабре 1920 года Серебряковы переехали в Петроград. Первые месяцы после переезда семья жила на Лахтинской улице, на Петроградской стороне, в квартире своих харьковских друзей Б. С. и Р. А. Басковых, а затем — в своей «дореволюционной» квартире на 1-й линии Васильевского острова. Весной 1921 года художница с матерью и детьми перебралась в «фамильный дом» на улицу Глинки, 15[16]. В эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ[17]. В последующие годы Серебрякова много рисовала на темы из театральной жизни. В 1924 году 14 её работ с успехом демонстрировались на выставке в Нью-Йорке. Особый интерес у публики вызвала картина «Спящая девочка на красном одеяле» (1923).
Осенью 1924 года Серебрякова поехала в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Вернуться ей не удалось, и она оказалась оторванной от Родины и детей (двух детей — Александра и Екатерину — удалось переправить за границу). Проживала она в это время по Нансеновскому паспорту и в 1947 году получила французское гражданство.
В 1928—1929 и 1932 годах[18] Зинаида Серебрякова едет в Марокко. Там она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Ею также был написан цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.
Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешают контакты с Серебряковой. В 1960 году, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральной художницей во МХАТе. В 1966 году большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Она становится популярной в СССР, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром.
19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет после кровоизлияния в мозг. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа[19].
Дети:Серебряков, Евгений Борисович (1906, Нескучное — 1990, Ленинград). Архитектор, реставратор. После 1945 года участвовал в восстановлении архитектурных памятников Петергофа[4]. Серебряков, Александр Борисович (1907, Нескучное — 1995, Париж). Работал над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, парковых павильонов; исполнял декоративные панно, монументальные росписи[5]. Серебрякова, Татьяна Борисовна (1912—1989, Москва). Театральный художник. Заслуженный художник РСФСР[6].
- Серебрякова, Екатерина Борисовна(1913—2014)[7], художница, член-основатель и почётный президент Фонда Зинаиды Серебряковой (Франция).
- Картины З. Е. Серебряковой с членами её семьи
Б.А. Серебряков
За завтраком
- Зинаида Серебрякова — биография
- Зинаида Серебрякова — галерея
- О Серебряковых. Борис Рыбаков
- Серебрякова, Зинаида Евгеньевнав библиотеке «Старатель»
- Фонд Зинаиды Серебряковой
- Интервью художницы Екатерины Серебряковой накануне её 100-летнего юбилея, 2013. ВИДЕО.
- Надежда Трегуб. Поэзия женственности Зинаиды Серебряковой.Журнал Третьяковская галерея, #1 2008 (18)
- Павел Павлинов. Так вот ты какой, Восток!Журнал Третьяковская галерея, #4 2014 (45)
- Ксения Воротынцева. От Нескучного до Марокко. Культура, 06.04.2017
- Евгения Логвинова. Такая вот вечная женственность. Культура, 04.10.2019