14 марта 135 лет со дня рождения
Владимира Андреевича Фаворского
(1886 – 1964г.г.)
Влади́мир Андре́евич Фаво́рский — российский, советский художник—живописец, график, мастер портрета, ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог, теоретик изобразительного искусства. Народный художник СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1962).
Владимир Фаворский родился в Москве, в семье адвоката Андрея Евграфовича Фаворского.
Первые навыки в рисовании получил дома под руководством матери — художницы О. В. Шервуд. В 1903—1905 годах занимался в школе-студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина, посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном училище. После окончания московской гимназии №5 в 1905 году уехал в Германию. В Мюнхене обучался рисунку и живописи в школе Ш. Холлоши. Вначале хотел пойти к более известному А. Ашбе, но тот в 1905 году скончался. В 1930-х годах в Московском институте изобразительного искусства (ныне Московский художественный институт имени В. И. Сурикова) у художника возникнет конфликт с И. Э. Грабарем, в свое время обучавшимся у А. Ашбе (вероятно, сказалось различие школ). Одновременно с обучением рисунку и живописи посещал в Мюнхене занятия на искусствоведческом отделении философского факультета: слушал лекции Х. Корнелиуса (последователя А. Гильдебранда), А. Фуртвенглера, К. Фолля. Ш. Холлоши познакомил молодого художника с творчеством Х. фон Маре — члена«римского кружка», в который входил и А. Гильдебранд. На уроках у Ш. Холлоши художнику открылось, что «Маре и Сезанн связаны воедино». В 1907 году вернулся в Москву.
В 1907 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1913 году окончил искусствоведческое отделение этого факультета, которое было организовано по инициативе профессора Н. И. Романова (создававшего вместе с И. В. Цветаевым Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в Москве) и студентов Б. Р. Виппера, К. Н. Истомина, Д. С. Недовича, В. А. Фаворского.
Тема дипломной работы художника — «Джотто и его предшественники», в ней он попытался проанализировать сложность пространственных отношений в живописи итальянского проторенессанса. В этот же год в Москве открылась первая выставка древнерусских икон из собрания Сергея и Степана Рябушинских. Тогда же художник работал над переводом на русский язык с немецкого книги А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве».В 1918—1919 годах преподавал во Вторых свободных художественных мастерских в Москве. С 1921 года преподавал во ВХУТЕМАСе, в 1923—1925 годах был ректором. Как и в немецком Баухаузе, во ВХУТЕМАСе, создали «основное» (подготовительное) отделение, где читали общий пропедевтический курс «формальной композиции». Его авторами были В. А. Фаворский, П. Я. Павлинов, К. Н. Истомин. В 1921—1924 годах по приглашению В. А. Фаворского во ВХУТЕМАСе преподавал теорию искусства П. А. Флоренский.
Сам художник преподавал на графическом факультете ксилографию (гравюру на дереве), на основном отделении читал курс «Введение в теорию пространственных искусств», на графическом факультете также — «Теорию композиции» и «Теорию графики». Программа курса «Теория композиции» сохранилась в архивах художника, она составлена, безусловно, под воздействием книги А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве»[1]. В 1930—1934 годах преподавал в Полиграфическом институте, в 1933—1938 — в Архитектурном институте, в 1934—1938 — в Институте изобразительного искусства,
Декоративного искусства (все в Москве)[2]. Профессор.
Н. А. Бродский, Б. И. Лебедев, В. А Фаворский Н. В. Ильин на выставке рисунка Бориса Лебедева 1940 годы
В 1936—1941 годах — консультант Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР.
Член общества художников «Четыре искусства» (1924—1930, один из членов-учредителей), член-корреспондент Союза немецких художников книги (1928).
- Академик АХ СССР (1962; член-корреспондент 1957). Народный художник РСФСР (1959)
- Народный художник СССР (1963)
- Ленинская премия (1962) — за иллюстрации к классическим произведениям русской литературы («Слово о полку Игореве», «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина)
- Георгиевский крест 4 степени
- Гран-при Всемирной выставки декоративных искусств в Париже (1925)
Суперобложка к маленьким трагедиям Пушкина.
- Золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958)
- Золотая (1959), Золотая коллективная и Серебряная (1965) медали на Международной выставке искусства книги в Лейпциге
- Дипломы Всесоюзных конкурсов на лучшее издание
- года (1960, 1961, 1962, 1965).
- Почётный член Академии дизайна (Флоренция, 1963)
- Член-корреспондент Немецкой академии искусств (1964).
Умер 29 декабря 1964 года в Москве.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Творчество и теория искусства:
«Всё, что мы воспринимаем, — писал В. А. Фаворский в статье „О композиции“ (1932), — движется и живёт в пространстве и времени. Поэтому любая реальность должна изображаться не только трёхмерно, но и непременно с учётом движения фигуры». Свою мысль Фаворский заключил так: «композиция — это есть изображение времени». Мастер настойчиво доказывал и демонстрировал на примере своих гравюр, как взаимодействуют чёрное и белое — одно и то же изображение мы можем воспринимать как чёрное на белом или как белое на чёрном, это создаёт пространственность гравюры, одновременно «в цвето-пространственные отношения вступает белизна бумаги», а осязательные, двигательные ощущения придают изображению пространственно-временну́ю целостность. Причем «черное в гравюре выглядит активнее, материальнее», оно «сопротивляется», противодействует белому, а белое «не пускает чёрное», что и выражает гравюрный штрих. Приводя к единству противоположные начала, художник постигает возможность «цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременно́е»[8].
Художник возродил классическую чёрноштриховую гравюру на дереве и создал отечественную школу книжной иллюстрации. Он и его последователи в 1910—1930-х годах решительно отказались от белого штриха, вернулись к средневековой технике, но при этом по-новому стали решать задачи особенной, специфичной для искусства гравюры целостности пространственных отношений изображения на плоскости белого листа бумаги. Формальная интенсивность взаимодействия чёрного и белого тонов, «звучность» и декоративность гравюр художников новой школы способствовали их органичному «вхождению» в композицию книги «как целостного организма» (определение Фаворского). Иллюстрации строились без обрамлений — свободным пятном на белом поле листа как особом изобразительном пространстве — и, следовательно, активно взаимодействовали с пространством книги. Конструктивность изображений — иллюстраций, виньеток, заставок, органичная связь изображений со шрифтом, который также «конструировали» художники школы Фаворского, создавали оригинальные художественные тропы, особый метафорический язык, сближавший графику и искусство слова[9].