Виктор Сергеевич Калинников
20 февраля – 150 лет со дня рождения
1870 – 1927 гг.
Родился в 1870 году в селе Воин Орловской губернии в семье чиновника. С раннего возраста началось музыкальное формирование юного композитора, на которое в значительной мере оказал влияние его старший брат, Василий Калинников. Василий Сергеевич сам подготовил брата по теории музыки к вступительным экзаменам в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, куда в 1887 году с отличной оценкой был зачислен Виктор Сергеевич. Он обучался по классу гобоя у Е. Л. Гуревича и композиции у А. А. Ильинского и П. И. Бларамберга. В 1896 году Виктор Сергеевич оканчивает училище с серебряной медалью. После окончания он остается преподавать в училище по классу гобоя, контрапункта, фуги и энциклопедии (теории музыки). Параллельно он работает в Московском синодальном училище, где ведет теорию музыки и хоровое пение. В первом десятилетии ХХ-го века Калинников руководит хоровым пением в начальных училищах Москвы, составляет и редактирует различные сборники народных песен, работает в Московском художественном театре. Последние пять лет жизни, с 1992 по 1927, Калинников является профессором кафедры Теории музыки в Московской консерватории имени П.И.Чайковского.
Калинников – автор преимущественно хоровых произведений. Им было написано 15 хоров a cappella («Элегия», «Нам звезды кроткие сияли», «Проходит лето», «Кондор», «На старом кургане»), ряд хоровых обработок народных песен для четырехголосного и двухголосного хоров («Эй, ухнем», «Вниз по матушке по Волге», «У ворот батюшкиных»), детские песни с фортепианным сопровождением («Тень-тень», «Киска»), несколько духовных хоров («Верую», «Свете Тихий», «Камо пойду от Духа Твоего»). Ему принадлежат переложения для хора некоторых романсов русских композиторов («Рыцарский романс» Глинки, «Море» Бородина, «Ты взойди, солнце красное»), а также «Марсельезы» и «Интернационала». Помимо хоровой музыки Калинников обращался к симфоническому жанру и создал Концертную Увертюру. Сохранилась статья Калинникова о хоровом пении. Она чрезвычайно интересна потому, что отчетливо характеризует Калинникова как общественного деятеля, увлеченного широкой просветительской работой. Наиболее демократичным видом исполнительства Калинников считает хоровое пение прежде всего потому, что оно пользуется всенародной любовью. Поэтому он горячо выступает за развитие хоровой самодеятельности в стране, указывая на облагораживающее влияние работы в ансамбле, необходимость вырвать хоровое пение a capella из-под влияния церкви, где оно почти исключительно до тех пор культивировалось.
Источник: https://mylektsii.ru/6-132251.html