19 марта 90 лет со дня рождения
Бориса Тимофеевича Штоколова
(1930 – 2005г.г.)
Борис Тимофеевич Штоколов — советский российский оперный певец (бас). Народный артист СССР (1966). Лауреат Государственной премии СССР (1981) и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1976).
Борис Тимофеевич Штоколов родился в городе Новокузнецке (тогда – Кузнецке) 19 марта 1930 года в Сад-городе (завокзальная часть нынешнего Куйбышевского района). Местом проживания семьи, указанным отцом Бориса Тимофеевича в книге регистрации новорожденных, названа улица Коголывка, дом №1. В Новокузнецке Борис Тимофеевич прожил шесть лет. Видимо, вскоре после его рождения (ждали третьего ребёнка) семья переехала на новое местожительства – в Заречневский (ныне – Кузнецкий) район на улицу Томская, 6, в дом, принадлежавший до 1917 года некоему Василию Толмачёву. Сегодня это верхняя часть улицы Луначарского, что прямо под крепостью, недалеко от Спасо-Преображенского собора. И нужно обратить внимание на удивительное обстоятельство – как на кузнецкой земле сошлись два великих имени: Достоевский и Штоколов. Ниже Спасо-Преображенского собора и несуществующей ныне Одигитриевской церкви расположено место, куда приезжал к своей возлюбленной Фёдор Михайлович Достоевский, выше – дом, в котором прошли детские годы Бориса Тимофеевича Штоколова. И писатель, и певец прославили Россию на весь мир.
Больничный городок, где предположительно, родился Б.Т. Штоколов. г.Новокузнецк.
В первой половине 1936 года отца Штоколова, Тимофея Ильича, боевого командира, офицера, работавшего в должности заведующего секцией (отделом) одного из управлений рабочего снабжения города, назначили начальником (председателем) ОСОАВИАХИМа (аналог нынешнего ДОСААФ), находившегося в посёлке Кузедеево в сорока километрах от Сталинска (в который к этому времени в очередной раз был переименован Новокузнецк). Кузедеевский период стал, по всей видимости, самым ярким, самым счастливым и, вместе с тем, самым драматичным в жизни Бориса Штоколова, чертой, разделившей его жизнь на неизгладимые «до» и «после». Из города с его однообразной монотонной рутиной мальчик попадает в живую природную среду – красивое старинное село, бывшее некогда одним из форпостов казачьей Бийской военной линии, где сохранилась церковь, отсутствовали заводские дымы, а вокруг простиралась полная жизни бескрайняя загадочная тайга, обрамлённая светлой тёплой рекой Кондома… У ОСОАВИАХИМа, где главным действующим лицом был его отец, имелся планер, и иногда над посёлком можно было видеть полёты настоящего, как представлялось детскому воображению, самолёта. Не тогда ли у будущего певца зародилась тяга к небу − впоследствии Штоколов окончит авиационную школу и даже станет курсантом Серпуховского военно-воздушного училища, готовившего военных лётчиков? В доме Штоколовых был достаток, которого ни до, ни после жизни в Кузедеево семья не имела. Рассказывая о кузедеевском периоде своей жизни, Штоколов в качестве своего рода свидетельства такого достатка упоминает ведро с мёдом, которое всегда стояло у них в сенях. Отец Бориса был уважаемым человеком в селе, войти в дружбу с которым стремились не только местные жители, но и проживавшие в окрестностях охотники и владельцы пасек. Он брал сына в тайгу, когда ездил за мёдом, а однажды даже взял его на охоту, оставившую в детской памяти неизгладимые впечатления. «Были поставлены капканы на медведя. Один из них был сорван. Отец с местным конюхом пошли по окровавленному следу Меня оставили на телеге и строго приказали сидеть на месте, − писал он в автобиографии. − Но из сильного любопытства (да и оставаться одному мне было страшно) я тихонько, прячась по низине, пошёл за ними по болоту. Как вдруг увидел, большого медведя, идущего на задних лапах, а на одной из передних висела большая гиря с оборванной цепью. Отец выстрелил, очевидно, промахнулся, и тут медведь повернулся и пошёл на отца. Отец ещё и ещё выстрелил, и медведь рухнул». В Кузедеево у Бориса появилась собака – сильная, умная сибирская лайка Джульбарс, которую он использовал как тягловую силу, когда катался на санках или на коньках, кот и даже настоящий медвежонок, которого подарили отцу охотники и который однажды, когда никого не было дома, залез на крышу и разобрал кирпичный дымоход. Тогда же, как видно, будущий великий певец близко приобщился к делу, которому посвятит всю свою жизнь, а именно: к вокалу. Не чуждые искусству родители Бориса пели дома и участвовали в художественной самодеятельности в местном клубе – исполняли под гитару песни и старинные романсы. «Все эти песни и романсы остались у меня в памяти с детства», − вспоминал певец. Именно в Кузедеево Штоколов пошёл в школу – «самовольно», без ведома родителей, признавался он, вместе со своим другом, соседским мальчишкой Лёней Сафоновым записал себя в первый класс. Мальчику было шесть лет. Маленький Боря, что называется, вживую наблюдал непростую жизнь ОСОАВИАХИМа – военизированного лагеря, в котором готовили молодых людей к службе в армии: стрелять, «рубить лозу» шашкой, преодолевать препятствия… Здесь отец впервые посадил его на лошадь и разрешил пострелять из нагана… Спустя много лет, став всемирно известным певцом, изредка навещавший родину Штоколов всегда старался проехать в Кузедеево – повидать земляков и пройти по земле, с которой у него были связаны и самые светлые, и самые горькие воспоминания.
Беда пришла откуда её не ждали. Заместитель Штоколова-старшего по ОСОАВИАХИМу, Пётр Прудников, метивший на его место, написал донос в НКВД, обвинив своего начальника в срыве покоса и потраве сельскохозяйственных культур в ходе военно-полевых учений. У Тимофея Ильича отобрали партбилет, исключили из партии а его самого объявили врагом народа. Это случилось в сентябре 1938 года. Один из молодых сотрудников НКВД, о котором в истории сохранилось только имя – Пётр, пожалевший отца многодетного семейства (мать Бориса, Елизавета Ивановна, была беременна четвёртым ребёнком), посоветовал срочно уехать, пока не появилась санкция прокурора на арест. В тот же день под покровом ночи на двух телегах семья Штоколовых навсегда покинула село Кузедеево, а вскоре – и Сибирский край (в который входила тогда нынешняя Кемеровская область). Cкрыть отъезд было невозможно. Написавшие донос Прудниковы жили в одном доме со Штоколовыми – казённый дом был построен на двух хозяев. Когда подводы тронулись по дороге в сторону железнодорожной станции, жена Прудникова, Мария, осыпая проклятьями мать семейства, бежала за последней телегой и веником заметала следы – женщина не хотела, чтобы Штоколовы вернулись. «Я очень хорошо помню тот вечер, − вспоминал Борис Тимофеевич, − когда Василий Яковлевич Внуков (сосед Штоколовых. – В.Т.) отвозил нас на станцию Аил. Мы ехали в телеге по тайге поздно вечером. Джульбарс запрыгнул на телегу и лизал меня, он чувствовал, что мы расстаёмся с ним навсегда. Я видел, как у него текли слёзы. Я тоже плакал». В конце 30-х годов семья переехала в слободу Чернянка Курской области, где отец отбирал лошадей для Красной армии[2] Позднее, после долгих усилий, отец был в восстановлен в партии); в 1941 году ушел добровольцем на фронт и в 1942 году пропал без вести в боях под Ленинградом. Мать — Юрасова Елизавета Ивановна (1904 — ?), окончила церковно-приходскую школу, училась в гимназии, брала уроки игры на фортепиано.
Борис Тимофеевич Штоколов был вторым ребенком в семье, имел четырёх братьев и сестёр. После ухода отца на фронт переехал к родственникам в Свердловск. Уже в детстве у Бориса проявился хороший голос, он успешно выдержал прослушивание в Киевской детской капелле, которая находилась в эвакуации в Свердловске. Осенью 1944 года Борис из-за голода после 5-го класса уехал в Соловецкую школу юнг. В 1949 году, после поступления в спецшколу ВВС в Свердловске, на концерте курсантов был замечен Г. К. Жуковым, по настоянию которого поступил на вокальный факультет Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского.
Ещё в годы обучения стал стажёром Свердловского театра оперы и балета им. А. В. Луначарского, а в 1954 году, после окончания консерватории, стал одним из его ведущих солистов.
В 1959 году завоевал звание лауреата на международном конкурсе VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене, а Апрелевским заводом выпущена дебютная пластинка, в которую вошли романсы А. Рубинштейна и Ф. Шуберта в его исполнении (8″, Д—004916-7).
В том же году был приглашён в Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). С этим коллективом связана дальнейшая артистическая деятельность певца, в котором он работал до 1990 года. Получил признание как великолепный интерпретатор русского оперного репертуара.
Участвовал в постановках опер советских композиторов:
Судьба человека» И. И. Дзержинского, «Октябрь» В. И. Мурадели и других.
Вёл активную концертную деятельность. В репертуаре — русские народные песни, романсы.
Пел на многих оперных сценах и концертных эстрадах мира: США, Испания, Швеция, Италия, Франция, Швейцария, ГДР, ФРГ, Венгрия, Австралия, Куба, Англия, Канада и многих других стран мира. В одном только Париже Штоколов выступал 15 раз.
Скончался 6 января 2005 года в Санкт-Петербурге.
Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Могила Б. Т. Штоколова на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге
В этом году музыкальный мир отмечает 90-летие со дня рождения великого русского певца Бориса Тимофеевича Штоколова, нашего земляка, нежно любившего свой родной край. Многих известных людей произвела на свет кузнецкая земля, единицы – тех, кто прославил её на весь мир. Штоколов был одним из них. Его имя стоит в одном ряду с великими именами мирового вокала..Современники называли его «советским Шаляпиным». В музыкальных энциклопедиях мира он значится как великий русский бас. О красоте и силе его голоса слагали легенды. Внучка двоюродного брата Бориса Тимофеевича, Алёна Штоколова рассказывала «Когда он приезжал, естественно, накрывался стол, собирались гости, и никак не могло закончиться застолье без песен от Бориса. Однажды он стал петь в гранёный стакан, от его баса донышко стакана лопнуло. Представляете! Конечно же, на гостей это произвело неизгладимое впечатление». Шаляпин силой своего голоса гасил свечи, Штоколов – раскалывал гранёные стаканы.