Клара Шуман
13 сентября — 200 лет со дня рождения
1819-1896 гг.
Клара Жозефина Вик Шуман (13 сентября 1819, Лейпциг — 20 мая 1896, Франкфурт-на-Майне) немецкая пианистка, композитор и педагог. Считается одной из самых выдающихся пианисток эпохи романтизма, влиятельным учителем и композитором. Начиная с 1840 года — жена и первая исполнительница сочинений Роберта Шумана. Также была первой исполнительницей сочинений Иоганнеса Брамса. Отец Клары Шуман, Фридрих Вик был по образованию богословом. Он окончил университет, после чего поселился в Лейпциге, где стал преподавать фортепиано. Мать Клары — Марианна Тромлиц была концертирующей певицей и пианисткой. После замужества она преподавала фортепиано и за восемь лет брака родила пятерых детей. Клара была вторым ребёнком. После развода родителей Клара и её братья остались с отцом.
Все внимание уделялось Кларе, о которой он намеревался, из-за её музыкального таланта, заявить, как о вундеркинде и пианистке-виртуозе.
С раннего возраста карьера и жизнь Клары были распланирована её отцом до мельчайших деталей. Он давал ей ежедневные часовые уроки на фортепиано, скрипке, обучал её пению, теории, гармонии, композиции и контрапункту. Клара Вик играла в Лейпциге в концертном зале, когда ей было девять, а её сольный официальный дебют состоялся там же в возрасте 11 лет. Вик видел себя в качестве импресарио Клары, который организовывал её гастроли, нередко связанные с трудностями.
В 1830 году в возрасте 11 лет Клара поехала на гастроли в Париж и другие европейские города в сопровождении своего отца. В Веймаре она исполнила бравурную пьесу Анри Герц для Гете, который наградил её медалью со своим портретом и письменной запиской: «Для талантливого художника Клары Вик». Во время этого тура, Никколо Паганини предложил Кларе выступить с ним на одной сцене.
В Вене в 18-летнем возрасте она была удостоена чести быть назначенной императорским королевским придворным виртуозом. Очень рано она стала писать музыку.
В возрасте восьми лет, Клара Вик выступала в доме доктора Эрнста Кара, директора психиатрической больницы в Колдиц замке. Там она встретила другого одаренного молодого пианиста — Роберта Шумана, который был на девять лет её старше. Шуман был настолько восхищен игрой Клары, что попросил разрешения у своей матери прекратить юридическое образование, которое никогда не интересовало его, и брать уроки музыки у отца Клары. Клара всегда восхищалась Робертом Шуманом и обожала его. Когда ей исполнилось 16 лет, они стали ближе. Она была его «Цилия», его «Кьяра», как он нежно называл её; он посвятил ей пьесу «Киарина».
Тем не менее, отец Клары совершенно не был готов отдать её неимущему, не имеющему профессии молодому человеку, который больше не мог быть пианистом, так как воспаление сухожилий безымянного пальца правой руки преждевременно закончило его карьеру. Даже тот факт, что Роберт был успешным музыкальным редактором и основал собственный журнал не мог переубедить его. Вик запрещал влюблённой паре любой контакт: свидания и переписка запрещались. Вик добился их разлуки тем, что запланировал Кларе многочисленные концертные турне. Он наблюдал за ней почти круглые сутки; очевидно, он лишал её даже чернил, чтобы она не могла писать.
Наконец, в сентябре 1839 года Роберт и Клара подали жалобу в суд Лейпцига с заявлением либо обязать отца Клары согласиться с запланированным браком, либо официально дать согласие. Процесс затягивался, не в последнюю очередь также действиями Фридриха Вика, но 1 августа 1840 года суд дал, наконец, согласие на бракосочетание.
Желанный брак с Шуманом вызывал у Клары некоторые опасения. Годы разлуки сохраняли её любовь возвышенной; теперь ей предстояло столкнуться с бытовыми трудностями. Хотя Клара освободилась из-под отцовской власти, брак тем не менее накладывал определённые ограничения на ее жизнь. Роберт Шуман не был деспотичен, но всё же именно он определял отношения в семье. Роберт без энтузиазма смотрел на желание Клары концертировать; он хотел, чтобы она больше времени уделяла ему. По его просьбе Клара ограничила свои занятия на фортепиано — иначе Роберт не мог концентрироваться на сочинении музыки. Ситуация изменилась только тогда, когда они переехали в большую квартиру в Дрездене, где Клара могла играть на фортепиано в отдельной комнате. Кроме того, Шуман хотел, чтобы Клара больше занималась композицией. Но и здесь Роберт пытался оказывать влияние на жену, так как ему казались несерьёзными романтические сочинения, ограниченные в виртуозности и бравурности.
Скоро Клара стала вновь гастролировать. Не в последнюю очередь этому способствовала и сложная финансовая ситуация семьи: доходы от концертов Клары составляли существенную долю семейного бюджета. Впрочем, её концерты помогали также самому Роберту: так как из-за проблем правой руки он больше не мог выступать публично, она исполняла его произведения и сделала его музыку известной во всей Европе. Таким образом, она заботилась и о его композиторской славе. В начале 1854 года заболевание Роберта и, соответственно, нагрузки Клары достигли своего апогея. У Шумана нарастали «аффекты слуха»: он описывал не просто шумы, а скорее назойливые звуки вплоть до полных музыкальных произведений, которые не давали ему спать, причиняли невыносимые боли и нередко доводили до галлюцинаций. 27 февраля он пытался покончить с собой, бросившись в Рейн с понтонного моста, но был спасён и 4 марта 1854 года Роберта поместили в больницу. Клара в это время была беременна Феликсом, и врачи не рекомендовали ей видеться с мужем в его состоянии. В марте 1854 года Брамс, Иоахим, Альберт Дитрих, и Юлия Отто Гримм проводили время с Кларой, играя музыку для нее или вместе с ней, пытаясь отвлечь её от тяжелых дум. Роберт скончался 29 июля 1856 года.
Клара Шуман осуществляла финансовое благополучие своей семьи. В часть её обязанностей входило зарабатывание денег, что она и делала, давая концерты. Но она продолжала играть на протяжении всей своей жизни не только ради доходов, а потому, что была концертным исполнителем по образованию и натуре.
В 1863 году Клара переехала в Баден-Баден. Последующие годы были насыщены успешными гастролями в многочисленных городах Германии и Европы. До самой смерти Клара оставалась знаменитой пианисткой.