Николай Андреевич Римский-Корсаков

18 марта175 лет со дня рождения

русского композитора
 Николая Андреевича Римского-Корсакова
(1844 – 1908 г. г.)

Николай Андреевич Римский – Корсаков — русский композитор, педагог, музыкальный деятель.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в Тихвине.

Отец композитора происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации России, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при императрице Елизавете Петровне.

С шести-семи лет мальчик обучался игре на фортепиано, к девятилетнему возрасту относятся его первые попытки к сочинению.

В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.

В 1862-1865 годах Римский-Корсаков находился в кругосветном плавании, во время которого, в 1864 году, был произведен в офицеры. В 1873 году вышел в отставку.

 

В 1873-1884 годах был инспектором военных оркестров флота.

Во время учебы в училище Николай Римский-Корсаков продолжал заниматься музыкой, сначала у виолончелиста Улиха, затем у пианиста Федора Канилле.

Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком «Могучая кучка», в который входили композиторы Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, позднее Александр Бородин, склонило его к более серьезным занятиям.

Во время кругосветного плавания он окончил симфонию №1 ми минор, оp. 1, начатую еще в Санкт-Петербурге. В 1865 году с крупным успехом первая русская симфония была исполнена Балакиревым в концерте Бесплатной музыкальной школы.

В 1871 году по инициативе заведующего Санкт-Петербургской консерватории Михаила Азанчевского Римский-Корсаков был приглашен на должность преподавателя классов инструментовки, практического сочинения.


Портрет, выполненный В. А. Серовым в 1898 г.

 

По собственному признанию, в первые годы, занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины. До этого Римский-Корсаков создал ряд симфонических произведений, романсов.

В 1874-1881 годах Николай Римский-Корсаков был директором Бесплатной музыкальной школы и дирижером ее концертов.

В 1883-1894 годах занимал должность помощника управляющего придворной певческой капеллой. Его содействию и инициативе обязаны своим развитием регентский и оркестровый классы капеллы.

Римский-Корсаков выступал в качестве дирижера в Москве (1882, на выставке), Париже (1889, на Всемирной выставке), Брюсселе (1890 и 1900, Concerts populaires, посвященный русским авторам), Одессе (1894).

В 1886-1890 годах он управлял «Русскими Симфоническими концертами» в Санкт-Петербурге, в 1898 году — в Москве.

В 1905 году за выступление в защиту прав учащихся Римский-Корсаков был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значительной части профессорско-преподавательского состава во главе с Александром Глазуновым и Анатолием Лядовым. В декабре 1905 года, после предоставления консерватории автономии, он вернулся в консерваторию по приглашению художественного совета.

Стоят: В. П. Калафати, Ф. С. Акименко, В. А. Золотарёв.
Сидят: И. И. Крыжановский, Н. Н. Черепнин, Н. А. Римский-Корсаков.

 

Разностороннюю музыкальную, дирижерскую и педагогическую деятельность Римский-Корсаков сочетал с плодотворной работой композитора. Он создал 15 опер, в их числе — «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Ряд фрагментов из этих опер стали шлягерами — «Песня индийского гостя» из «Садко» или оркестровый «Полет шмеля» из «Салтана»

Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Лядов.

 Не менее обширна деятельность композитора как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений.

Римский-Корсаков оркестровал оперу «Каменный гость» (1870) Александра Даргомыжского, оставшуюся неоконченной после смерти композитора, значительную часть «Князя Игоря» (1887) Александра Бородина, два антракта «Вильяма Ратклифа» Цезаря Кюи, а также закончил, сгладил и инструментовал обе оперы Модеста Мусоргского — «Хованщину» (1882) и «Бориса Годунова» (1892-1886).

А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков со своими учениками М.М. Черновым и В.А. Сениловым. Фото 1906 г.

Педагогическое искусство Римского-Корсакова нашло отражение в его учебных пособиях «Практический учебник гармонии» (1886) и «Основы оркестровки» (1873-1874, издание завершил его ученик Максимилиан Штейнберг, 1913), а также в «Подробной программе регентского класса придворной капеллы (1884). Он является автором изданной в 1909 году автобиографической книги «Летопись моей музыкальной жизни».

Николай Римский-Корсаков скончался в ночь 21 июня (8 июня по старому стилю) 1908 года в усадьбе Любенск, близ Луги Санкт-Петербургской губернии (ныне деревня Любенск Плюсского района Псковской области). Похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В 1911 году на его могиле был установлен крест, сделанный по эскизу Николая Рериха. В 1936 году захоронение с прахом композитора и его супруги и надгробным памятником было перенесено в Некрополь мастеров искусств, созданный в Александро-Невской лавре.

Похороны Римского-Корсакова.
Похоронная процессия на Садовой улице.

Многолетняя педагогическая деятельность Римского-Корсакова имела историческое значение.. Он воспитал свыше 200 композиторов и музыкальных деятелей, в числе которых Антон Аренский, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский. Творчество Римского-Корсакова оказало большое влияние на развитие русской классической и зарубежной (французской и итальянской) музыки.

Композитор был женат на пианистке и композиторе Надежде Пургольд (1848-1919). Ею были сделаны фортепианные переложения (в две и четыре руки) многих крупных сочинений Римского-Корсакова, Даргомыжского и других композиторов.

НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА РИМСКАЯ-КОРСАКОВА

В браке родились семь детей, двое из которых умерли в раннем детстве.

Старший сын композитора Михаил (1873-1951) — известный советский зоолог-энтомолог. Средний сын Андрей (1878-1940) — доктор философии, известный музыковед, автор многочисленных статей, посвященных произведениям русских композиторов и русским исполнителям.

Младший сын Римского-Корсакова Владимир (1882-1970) — скрипач, альтист оркестров Ленинградской филармонии и Театра драмы им. А.С. Пушкина.

 

 

 

 

 

 

Старший брат композитора — русский гидрограф контр-адмирал Воин Римский-Корсаков (1822-1871). В 1850-е годы, командуя шхуной «Восток», произвел гидрографические исследования и съемки низовьев Амура, осмотрел Татарский пролив и заснял часть западного берега острова Сахалина. Его исследования способствовали практическому освоению пути из Татарского пролива к устью Амура. В честь Воина Римского-Корсакова названы острова в Японском море.

В 1944 году в ознаменование 100-летия со дня рождения Римского-Корсакова имя композитора было присвоено Санкт-Петербургской консерватории.

В 1952 году на Театральной площади Ленинграда (Санкт-Петербурга) был открыт памятник Римскому-Корсакову.

Государственный дом-музей Н.А.Римского-Корсакова

 

В 1944 году в городе Тихвине Ленинградской области основан Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова. В 1971 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге) был открыт Мемориальный музей-квартира композитора.

Бывшие имения Вечаша и Любенск, где скончался композитор, вошли в состав мемориального музея-усадьбы Н.А. Римского-Корсакова Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

 

Дом в Тихвине, где родился композитор.                Автограф композитора