12 СЕНТЯБРЯ – 130 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МОРИСА ШЕВАЛЬЕ
(1888-1972)
ФРАНЦУЗСКОГО ЭСТРАДНОГО ПЕВЦА, АКТЕРА.
Франция подарила искусству целую плеяду эстрадных певцов и певиц, знаменитых шансонье, чьи песенки — грустные без слезливой сентиментальности, легкомысленные без пошлости, никогда не грешащие дурным вкусом, звучат во всех концах света. Причем популярны не только сами песенки, огромной любовью пользуются повсюду их исполнители — талантливые, темпераментные. Знакомые по пластинкам и фотографиям, по кинофильмам и гастрольным поездкам, они вошли в сердце каждого, кому дорог этот простой и демократический жанр искусства. Так, совсем недавно, пленило нас искусство Эдит Пиаф и Ива Монтана.
А вот имя Мориса Шевалье мало что говорит нынешнему молодому поколению, хотя артист этот на протяжении четверти века между двумя мировыми войнами оставался самой яркой звездой парижского мюзик-холла, разнося его славу по эстрадным подмосткам мира. Его высокая нескладная фигура, двигавшаяся словно на шарнирах, его унылое растерянное лицо, внезапно вспыхивавшее ослепительной улыбкой, его безупречный смокинг, его соломенная шляпа были в те годы так же знамениты, как тросточка и котелок великого Чарли. А песни Шевалье, записанные на пластинки, огромными тиражами расходились по всему свету.
Что же было в этом актере такого, что столь неудержимо привлекало к нему всеобщую симпатию? «Откуда это магнетическое очарование, ореол которого окружал фигуру Шевалье, самого типичного представителя французской эстрады между двумя войнами?» — спрашивает известный французский критик. И сам себе отвечает: «Это снова подарок улицы, подарок трудового народа».
И действительно, Морис Шевалье, так же как и Эдит Пиаф и многие другие певцы и певицы, вышел из самой гущи народа. Отсюда в его искусстве то жизнелюбие, тот стихийный демократизм, тот высокий нравственный идеал, которые неудержимо привлекали к нему сердца его многочисленной аудитории.
Родившийся в бедной, почти нищей рабочей семье, Морис рано остался сиротой. Уже с десяти лет он вынужден был сам зарабатывать себе на жизнь, и делал он это, распевая на улицах песенки, в которых подражал своим любимым шансонье. И дебют его, в одном из самых скромных мюзик-холлов Парижа, состоялся в 1901 году, когда певцу было всего двенадцать лет. Тем не менее он имел успех. В 1904 году состоялся дебют Шевалье на большой эстраде: в мюзик-холле на Больших Бульварах. И снова успех. Окрыленный певец отправляется в трехмесячные гастроли по югу Франции, откуда возвращается артистом, на искусстве которого уже лежит печать собственного неповторимого стиля. «Это смешение спорта, танца и комедий» — так характеризовал сам Шевалье свою манеру. В это время появляются на свет знаменитый смокинг и канотье. Отныне он участвует в самых модных ревю с самыми прославленными эстрадными звездами и с первой среди них — знаменитой Мистингет. Он разыгрывает скетчи, поет, танцует, и успех его растет из года в год. Но начинается первая мировая война, и Шевалье, призванный в армию, на четыре года оставляет эстраду.
В 1918 году, вернувшись из немецкого плена, артист снова выходит на сцену. Начинается самый плодотворный период его творчества: именно в эти годы им были созданы песни, принесшие ему мировую известность: знаменитые «Валентина», «Мое яблоко», «Проспер», «Я люблю тебя, Париж», «Луиза».
Славе Шевалье становится тесно во Франции, и она перешагивает границу: в 1927 году с огромным успехом проходят его гастроли в Лондоне, где к числу поклонников его искусства примкнул Бернард Шоу. В 1929—1930 годах Шевалье гастролирует в Америке. Там знаменитый кинорежиссер Любич открывает в нем талант незаурядного киноактера. С участием Шевалье Любич создал три знаменитые в свое время музыкальные кинокомедии: «Принц супруг» («Любовный парад»), «Веселый лейтенант» и «Веселая вдова». Свою кинокарьеру Шевалье продолжает и вернувшись в Париж: Рене Клер снимает его в фильме «Молчание — золото», созданном на материале биографии артиста.
Начинается вторая мировая война, и Шевалье снова умолкает на целых пять лет. Все эти годы он безвыездно сидит на юге Франции, упорно отказываясь выступать в оккупированном Париже.
Наконец в 1945 году он возвращается в освобожденную столицу и уже почти шестидесятилетний осуществляет мечту своей жизни: сам создает целое эстрадное представление, в котором поет, танцует, разыгрывает сценки, читает стихи.
А потом снова покатилась своим чередом его жизнь артиста: спектакли, концерты, фильмы, гастроли. С 1946 по 1950 год выходят шесть томов его воспоминаний «Моя жизнь и мое искусство». В 1954 году в возрасте 66 лет он совершает большое турне по странам Европы и Америки. Искусство его кажется поистине неувядаемым.
О Шевалье написаны десятки книг на многих языках мира, о жизни его и деятельности сняты несколько фильмов (последний из них совсем недавно во Франции).