2 февраля – 135 лет со дня рождения
1883 – 1957 гг.
Гнесин Михаил Фабианович родился в Ростове-на-Дону, русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Брат сестёр Гнесиных. Сын ростовского казённого раввина.
Гнесин окончил Петербургскую консерваторию в 1909 году по классам композиции Н.А.Римского-Корсакова и А.К.Лядова.
С 1908 вел педагогическую и музыкально-просветительскую работу: руководил рабочими музыкальными кружками в Петербурге, Екатеринодаре. В Ростове-на-Дону в период с 1914 по 1921 гг. организовал первую в России музыкальную школу и Народную консерваторию, общество «Музыкальная библиотека им. Н.А. Римского-Корсакова».
В 1914 и 1922 гг. ездил в Эрец-Исраэль, познакомился с религиозным и светским музыкальным фольклором еврейских общин, что повлияло на музыкальное творчество Гнесина, ставшего одним из зачинателей профессиональной еврейской музыки в России.
С 1923 г. работал в Москве, преподавал в музыкальной школе (с 1925 г. — музыкальный техникум им. Гнесиных). Профессор композиции Московской в 1925-36 гг. и Ленинградской консерватории (1935-44), заведующий кафедрой композиции Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (1944-51).
Среди его учеников наиболее известны: Б.Л.Клознер, Т.Н.Хренников, А.И.Хачатурян, А.С.Леман, Г.А.Мушель.
Первоначально Гнесин обращался к камерно-инструментальным и вокальным жанрам. В 1912-14 гг. создал музыку к трагедиям Софокла и Еврипида. С 1917 использует музыкальный фольклор народов Закавказья, Поволжья и др.
Особое место в творчестве Гнесина занимает еврейская тематика: опера-поэма «Юность Авраама» (1923), сюита из музыки к пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» — «Еврейский оркестр на балу у городничего» (1926), симфоническая фантазия («в еврейском роде», 1919), вариации на еврейскую тему для струнного квартета (1916), «Страницы из Песни Песней» (1919), «Пляски галилейских рабочих для оркестра» (1923), «Песня странствующего рыцаря» для струнного квартета и арфы, вокальный цикл «Повесть о рыжем Мотеле» (1929, на слова И.П. Уткина), элегия-пастораль памяти еврейского поэта О.Шварцмана для фортепианного трио (1940).
Для сочинений позднего периода характерно углубление философских мотивов. Вершина творчества Гнесина — фортепианное трио «Памяти наших погибших детей» (1943) и соната-фантазия для фортепианного квартета (1945, Сталинская премия СССР, 19460.
Автор около 50 романсов, музыки к спектаклям и кинофильмам, обработок народных мелодий, а также пособия «Начальный курс практической композиции», книги «Мысли и воспоминания о Римском-Корсакове», ряда статей.
Получил звание Заслуженного деятеля искусства РСФСР в 1927 году и степень доктора искусствоведения в 1943 году.
Источник: http://www.aphorisme.ru/about-authors/gnesin/?q=4754