5 сентября 245 лет со дня рождения
Каспара Давида Фридриха
(1774 – 1840)
К. Д. Фридрих. Ранний автопортрет
Каспар Давид Фридрих — немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии (наряду с Филиппом Отто Рунге). Среди его последователей — классик норвежской живописи Юхан Кристиан Даль.Каспар Давид Фридрих родился в Грайфсвальде в семье мыловара. В молодости лишился большинства родственников — в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат.
В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене.
После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене. Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л. Тика, Новалиса, Г. фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А. Жуковским; был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом. Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество. В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на остров Рюген в Балтийском море; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу; часто бывал в родном Грайфсвальде. До 1807 работал исключительно в технике рисунка преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех. Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807), «Теченский алтарь» или «Крест в горах» (1808), «Монах у моря» (1808 –1810), «Аббатство в дубовом лесу» (1809 –1810), «Утро в Исполиновых горах (1810 – 1811), определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешённо созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчёркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). История — и древнеязыческая, и средневековая — проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчёркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.
Каспар Давид Фридрих представлял собой художника-пейзажиста романтического направления. По его словам, его пейзажи «не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов».
Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение. Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания, которые напоминали манеру письма его предшественника и земляка Альтдорфера, жившего тремя веками ранее.
Один из характерных для Фридриха приёмов — приём перенесения зрителя в пространство картины. Фигура часто изображается обращённой к ландшафту, заворожённо погружённой в созерцание, так что зритель получает здесь своеобразную «точку вхождения» в бесконечный мир.
В своём программном произведении «Этапы жизни» Каспар Давид Фридрих изобразил человеческие фигуры четырёх возрастов на пустынном арктическом берегу и такое же количество судов, подходящих к берегу, но находящихся на разном расстоянии. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. А сама сцена на фоне заката вызывает острое чувство меланхолической ностальгии.
Другая из наиболее популярных его картин, известная как «Крушение надежды», создаёт острое ощущение отчаяния и безнадёжности.
Среди других известных картин мастера — «Могила Гуттена» (1815), «На паруснике» (1818), «Странник над облаками» (1818), «Двое созерцающих луну» (1819—1820), «Восход луны над морем», «Женщина у окна», «Замерзшее море» (1823). Ряд произведений содержит поэтические аллегории борьбы против наполеоновского нашествия (таков «Французский стрелок в еловом лесу» (1812), с заблудившейся в зимнем лесу одинокой фигуркой). С годами мастер все чаще повторял полюбившиеся мотивы, натурные же созерцания порой сменялись у него образами — видениями с ангелами и храмами, парящими в небе. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера («Отдых в день нового урожая», 1823, не сохранилась).
С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце.
В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией.
Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. На определённый период забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи сюрреализма.
Произведения[
- «Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар;
- «Возрасты», около 1815, Музей изобразительных искусств, Лейпциг;
- «Парусник», 1815, Kunstsammlungen, Хемниц;
- «Мужчина и женщина, созерцающие луну», около 1824, Национальная галерея, Берлин.
- «Месса в готической руине», 1819, Национальная галерея, Берлин;
- «Монастырское кладбище под снегом», «Гибель „Надежды“ во льдах», Источник: Википедия