19 мая 130 лет со дня рождения
(1888-1963)
Русский советский художник, график, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР, один из известнейших мастеров советской книжной иллюстрации.
Владимир Конашевич родился в Новочеркасске; вскоре после его рождения семья переехала в Москву, а затем, в 1897 году, когда его отец, банковский служащий, поссорился со своим начальством, переехала вновь — на сей раз в Чернигов. В Чернигове Владимир окончил реальное училище, брал частные уроки живописи.
В 1908 году поступил на архитектурный факультет Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были К. А. Коровин, С. В. Малютин и Л. О. Пастернак. Затем перевелся на живописное отделение. После его окончания переехал в Петербург, устраивал там выставки, реставрировал Павловский дворец, расписывал Юсуповский дворец и другие особняки города.
С 1920-х гг. его интересы полностью сосредоточились на графике. В книжной графике известность и авторитет ему принесли отличные иллюстрации к стихотворениям А. А. Фета (1921), затем к произведениям И. С. Тургенева, А П. Чехова, М. М. Зощенко, К. А. Федина и др.; одним из высших его достижений стали иллюстрации к “Манон Леско” аббата Прево (1931). В станковой графике он заявил о себе прекрасными литографскими сериями середины 1920-х гг. — “Павловский парк”, “Павловская шпана”, “Улица”; создал он и ряд интересных гравюр на дереве.
С 1930-х гг. Конашевич почти полностью отдался иллюстрированию детских книг, лишь изредка делая исключение для пейзажей, натюрмортов и портретов, которые исполнял в полюбившейся ему специфической технике — тушью или акварелью по китайской бумаге.
В 1918 году Конашевич создал свои первые книжные иллюстрации — это была «Азбука в рисунках», которую первоначально художник зарисовывал в письмах, адресованных его четырехлетней дочери и “Розовая азбука” Е. Е. Соловьевой. Сотрудничая с издательством “Радуга”, затем с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, он стал признанным мастером. Его работы отличались склонностью к шутливой гротескности и затейливо-декоративной манере, восходящей к графике “Мира искусства”.
Постепенно в книжной графике Конашевича начала преобладать сказочная тема. Больше всего его увлекали произведения К. И. Чуковского, которые художник иллюстрировал по многу раз и в разных вариантах; среди них выделяется роскошный сборник “Сказки”, выпущенный издательством “Academia” в 1935 г. Из-за этой книги Конашевич подвергся, вместе с В. В. Лебедевым, несправедливым нападкам в статье “О художниках-пачкунах” (“Правда”, 1936, 1 марта), развязавшей травлю талантливых ленинградских художников детской книги.
Возрождение Конашевича началось лишь в середине 1950-х гг. В 1956 г. он блеснул превосходными иллюстрациями к сборнику “Плывет, плывет кораблик”, в которых подытожил свою давнюю работу над английскими народными песенками. Затем последовали десятки книг, в их числе “Чудо-дерево” К. И. Чуковского, “Приходи, сказка!”, “Старик-годовик” В. И. Даля. Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина (1961-62). Книга эта вышла в свет уже после его смерти. Вместе со своей иллюстраторской деятельностью, Конашевич в тот период (1918-1926г.г.) был помощником хранителя Павловского дворца-музей, составлял путеводители по Павловску, преподавал в Академии Художеств; с 1921 по 1930 руководил литографской мастерской и сам создал много искусных работ в технике литографии.Начиная с 20-х годов много и активно работает с детской книгой, посвятив ей, фактически всю жизнь. Он часто менял техники, переключался с детской литературы на взрослую, с одной работы на другую и вел очень активную творческую жизнь. Помимо книжной иллюстрации, сотрудничал с детскими журналами, писал портреты и пейзажи, устраивал выставки, защитил докторскую диссертацию по искусствоведению, также много занимался педагогической деятельностью — преподавал и руководил мастерской в Школе народного искусства (1916-1919), в Академии Художеств (1921-1930, 1944-1948).В 1941 г. художник, спасаясь от наступления германских войск, переселился в Ленинград и провел здесь всю блокаду, работая сначала над воспоминаниями о своем детстве, а потом над иллюстрациями к сказкам Х.-К. Андерсена (1943).
После войны, под давлением догматических требований, его искусство стало понемногу утрачивать присущие ему яркую фантазию и романтичность.
Многие работы Владимира Конашевича были удостоены призов и наград.