30 октября 125 лет со дня рождения
(1893 – 1976)
Владимир Алексеевич Милашевский родился в 1893 году в Тифлисе. Рисовальщик, акварелист, живописец. Автор пейзажей, портретов, произведений бытового жанра. Исполнял также плакаты, эскизы для театра.
. Детские и юношеские годы провел в Саратове и Харькове. Учился в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове (1906–1907) у В. В. Коновалова, школе-студии А. Н. Грота и Э. А. Штейнберга в Харькове (1911–1913). В 1913 поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ; занимался под руководством Н. А. Бруни, И. И. Творожникова, Г. Р. Залемана, А. В. Маковского, курса не окончил. Занимался в Новой художественной мастерской (1915–1916) у М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, А. Е. Яковлева.
Блестящие литературные портреты деятелей русской культуры того времени, яркая картина художественной жизни 1910-20-х гг. запечатлены Милашевским в книге воспоминаний «Вчера, позавчера». Большое место в ней занимает петроградский Дом искусств – прибежище в ту трудную пору многих литераторов и художников.
Порвав с академическими традициями, Милашевский начал самостоятельный творческий путь. Любимым видом искусства для него отныне стала графика. Портреты, пейзажи, натюрморты, бытовые сцены, исполненные художником в 1920-30-х гг. в Петрограде, на Псковщине, в Москве и других городах и областях России, отличаются меткостью характеристик, остротой деталей, тем, что называют «чувством времени». В этом большую роль сыграл разработанный Милашевским «метод темпа». Он означал мгновенно выполненный, порой даже не пером, а спичкой, динамичный и эмоциональный рисунок.
Занимался станковой живописью и графикой; много работал в техниках акварели, туши. С начала 1920-х активно работал в области книжной графики; разрабатывал проекты экслибрисов. Сотрудничал в детском журнале «Воробей» (1921–1922). Создал иллюстрации к книгам «Что такое театр» Н. Н. Евреинова (1921), ««Кара-Бугаз» К. Г. Паустовского (1933), «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского (1935), «Мадам Бовари» Г. Флобера (1947). К числу лучших работ Милашевского относятся рисунки к «Посмертным запискам Пиквикского клуба» Ч. Диккенса, созданные в 1933 г. по заказу этого издательства. Они прекрасно передают «английский дух» и точно соответствуют диккенсовской эпохе.
В 1949 г. к 150-летию А. С. Пушкина Милашевский выполнил превосходные рисунки к пушкинским сказкам, и с этого началось многолетнее увлечение художника «сказочной» иллюстрацией. Подлинной его удачей стали рисунки к «Коньку-Горбунку» П. П. Ершова. Иллюстрировать сказки Милашевский продолжал до конца своей жизни. Иллюстрировал книги, И. А. Крылова, А. П. Чехова, О. Бальзака, Э.-Ф. А. Гофмана. Сотрудничал с издательствами Academia, «Молодая гвардия», Детгиз, Государственным издательством.
С 1921 — участник выставок. Экспонировал работы на выставках «Мира искусства» (1922), петроградских художников всех направлений (1923), русских книжных знаков (1926) в Петрограде — Ленинграде, «Русский книжный знак» (1923) в Казани, «4 искусства» (1926), «Русский рисунок за десять лет Октябрьской революции (1927) в Москве и других. Участник многих международных выставок и выставок русского искусства за рубежом, в частности: выставок русского искусства в США (1924–1925, передвижная), в Амстердаме, Винтертуре (обе — 1929), Лондоне (1930), Цюрихе (1931), Кенигсберге (1932), международной выставки «Искусство книги» (1927) в Лейпциге. Один из основателей объединения художников «Тринадцать» (1929–1931).