24 января 170 лет со дня рождения
1848 – 1902г.г.
Василий Иванович Суриков — русский живописца, мастера масштабных исторических полотен.
Суриков известен своими выдающимися картинами исторического жанра. Его монументальные полотна, на которых он воплотил трагические эпизоды из истории России, перевернули вверх дном все каноны подобной живописи. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. Многих такой подход шокировал. Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник.
Василий Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске. Принадлежал к казачьему сословию. Мальчик начал рисовать в раннем детстве. Первым его учителем стал Николай Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища. Наиболее ранним произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года.
После окончания училища юноша устроился писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Помог случай: его рисунки увидел енисейский губернатор Павел Замятин, он захотел поддержать юношу. Замятин нашел ему мецената — золотопромышленника Петра Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств. В августе 1869 года его приняли в Академию вольнослушателем, а через год зачислили в класс к Павлу Чистякову. Первой его самостоятельной работой в академии стала картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» — позже ее приобрел для своей коллекции меценат Кузнецов. Полотно «Милосердный самаритянин» Суриков написал в подарок Кузнецову — за эту работу ему присудили Малую золотую медаль. В ноябре 1875 года Суриков окончил Академию художеств и получил звание классного художника первой степени. Суриков получает заказ на создание четырёх фресок на темы Вселенских соборов для храма Христа Спасителя. Начал он работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву, взявшись зароспись фресок в храме Христа Спасителя.
Благодаря работе в храме, художник получил финансовую поддержку. 5 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Шаре, с которой прожили десять счастливых лет. Они стали родителями двух дочек. Брак принес ему небольшое состояние, что позволило живописцу не работать по заказам, а сделаться вольным художником. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни.
В Москве художник начал заниматься тем, о чем давно мечтал — писать картины на сюжеты русской истории. Первым крупным произведением Сурикова стала картина «Утро стрелецкой казни». Она посвящена одному из страшных эпизодов семнадцатого века, когда молодой Петр Первый, узнав о восстании стрелецких полков, беспощадно с ними расправился и даже сам рубил им головы. После показа этой картины в 1881 году Суриков стал активным участником движения передвижников на целых 26 лет, уйдя из Товарищества лишь в 1907 году, осознав, что это движение тормозит дальнейшее развитие живописи.
Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». Он изобразил Александра Меншикова, фаворита Петра I, человека сильного, взлетевшего на вершину власти и всё потерявшего. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. Художник побывал в Италии, Германии, Австрии и Франции, познакомился с коллекцией Лувра и собранием Дрезденской галереи. В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова».Каждого из персонажей картины художник тщательно прорабатывал, продумывал жесты и костюмы, и долгое время не мог найти типаж для главной героини полотна. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. Сильная и страстная женская натура боярыни, верная своим убеждениям и вызывающая различные чувства у собравшейся толпы – от ненависти до преклонения – стала одной из лучших в творчестве Сурикова.
В 1887 году Василий Иванович начинает работать в жанре портрета. Одним из первых стал портрет матери. Портрет «Мой брат» также, вероятно, был создан в 1887 году.
В апреле 1888 года скончалась жена Сурикова. У художника начинается сильнейшая депрессия, и он вместе с дочерьми уехал в Красноярск. Здесь, на «малой родине», депрессия отступает. Почти насильно брат Сурикова, заставляет его приступить к написанию картины «Взятия снежного городка». Суриков увлекается работой, и к 1891 году работа над картиной была завершена. «Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.
Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и других. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Здесь художник воспеваетказацкое войско, где служили его предки. Основное внимание сосредоточено на фигуре Ермака, но и к противостоящим ему войскам Кучума он относится с уважением. Этюды для картины Суриков писал на реке Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках И. Кузнецова в Хакасии. В своём письме он писал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака». Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону, а завершил он ее в 1895 году.
С 1893 года Суриков — действительный член петербургской Академии художеств.
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Спиридонов. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды для картины. Работа над «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором. В начале двадцатого века Суриков работает над одной из своих самых сложных картин – «Степан Разин». Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Савенков, или его сын — Тимофей Иванович.
В 1907 году Суриков стал членом Союза русских художников, покинув ряды Товарищества передвижников.
Суриков работает над несколькими картинами одновременно. В 1901 году Сурикову показали брошюру Н. Оглоблина о Красноярском бунте 1695—1698 годов, участниками которого были и предки Сурикова. Суриков начинает работу над картиной «Красноярский бунт 1695 года».
После прочтения книги И. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках» Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря».
Остался неосуществлённым замысел картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Картина была задумана в 1909 году во время поездки на озеро Шира.
Суриков никогда не преподавал, но всегда много общался с молодыми художниками, охотно давал им советы. В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова открылась рисовальная школа. Художник прислал для ее воспитанников учебные пособия из Петербурга.
Летом 1914 года Суриков посещает Красноярск, где пишет ряд пейзажей: «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее» и несколько акварелей. Осталась незавершённой картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. Сурикова).
В 1915 году Василий Иванович уезжает в Крым. Находясь на отдыхе и лечении в Крыму, Суриков пишет свой последний автопортрет.
Выдающийся русский художник умер 19 марта 1916 года в Москве от хронической ишемической болезни сердца. Ваганьковское кладбище стало последним приютом художника.
Утро стрелецкой казни
Посещение царевной женского монастыря
Степан Разин
Переход Суворова через Альпы