1 марта 155 лет со дня рождения
(1863 – 1930г.г.)
Родился Александр Головин в Москве на Плющихе в семье священника. Отец его, Яков Данилович Головин, с 1866 года был назначен профессором богословия, а также настоятелем церкви Святых Апостолов Петра и Павла в Петровско-Разумовском. Семья переезжает в выстроенный для священника дом, настоящий адрес которого – улица Прянишникова дом 21. Сейчас это — полуразрушенный двухэтажный домик.
В 1878 году Яков Данилович Головин умирает, и из-за ухудшения материального состояния семьи Александр переводится из лицея в Поливановскую гимназию. Эту гимназию окончили Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, шахматист Александр Алехин.
В 1881 году Александр Головин поступает в МУЖВЗ, обучается у известных художников В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова, Е.С. и П.С.Сорокиных, посещает рисовальные вечера в доме В. Д. Поленова. Стараясь найти свой собственный путь, он занимался декоративными искусствами, станковой живописью, проектировал мебель и домашнюю утварь, делал майоликовые панно, и во всем добивался непревзойденных результатов.
В 1898 году, работая в Керамико-художественной гончарной мастерской «Абрамцево», по заказу Саввы Ивановича Мамонтова Александр Головин создает 6 больших керамических панно и 16 небольших вставок для декоративного оформления гостиницы «Метрополь».
Вместе со своим другом Константином Коровиным Александр Головин участвовал в оформлении русского кустарного павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Здесь, в Париже Головин получает золотую медаль по отделу декоративно-прикладного искусства и серебряную – за майолику.
С 1895 по 1897 год Головин путешествует по Европе вместе с Еленой Дмитриевной Поленовой, сестрой В. Д. Поленова, Еленой и Александром Карзинкиными, посещая Францию, Италию и Испанию. Александр Андреевич Карзинкин (1863-1931) — московский коммерсант, происходивший из старинного московского купеческого рода, любитель искусства, меценат, член совета Третьяковской галереи 1905-1912 годы. Член московской городской думы. После октябрьской революции работал в Историческом музее. Семья Карзинкиных тесно общалась с Третьяковыми, Морозовыми, Константином Станиславским, была хорошо известна в культурной среде Москвы конца XIX-начала ХХ века.
С Головиным Карзинкина сближали общие художественные интересы, увлечение театром, единый круг знакомых. Состоявшиеся в 1895 — 1897 годах совместные поездки в Европу, положили начало их многолетней дружбе. Ко времени этих путешествий относится создание портрета Карзинкина. Картина экспонировалась художником в 1905 году на Таврической выставке в Петербурге.
Решающим поворотом в жизни живописца стало приглашение в Большой театр от управляющего Московской конторой Дирекции Императорских театров В. А. Теляковского. И вот на этом пути его ждал блистательный успех декоратора.
4 сентября 1900 года в Большом театре после долгого перерыва состоялось возобновление оперы Даргомыжского «Русалка», которая с момента премьеры 1868 года популярностью не пользовалась. Решающую роль в перемене отношений к опере, сыграли Шаляпин, выступивший в роли Мельника, и Л. В. Собинов, исполнявший партию князя. Способствовал успеху постановки дуэт художников-декораторов Коровина и Головина, дебютировавших в ней на сцене Императорского театра.
В 1901 году он был приглашен в Петербург на должность главного декоратора Императорских театров, так как его работы над декорациями к операм «Ледяной дом» Корещенко и «Псковитянка» Римского-Корсакова оказались успешными.
После постановки «Кармен» в 1908 году в Мариинском театре о Головине заговорили как о смелом театральном новаторе. Для русских сезонов в Париже Александр Головин оформлял «Бориса Годунова» Мусоргского и «Жар-птицу» Стравинского. Спектакли имели триумфальный успех.
Головин много сотрудничал с выдающимся режиссером, новатором ХХ века Всеволодом Мейерхольдом. Их первым совместным спектаклем стал «У врат царства» Кнута Гамсуна в Александрийском театре в 1908 году. Затем были поставлены «Дон Жуан» Мольера и опера «Орфей и Эвридика» Глюка. Спектакли были отмечены и критиками, и зрителями.
Шедевром творческого сотрудничества Мейерхольда и Головина был спектакль по драме Лермонтова «Маскарад». Его премьера состоялась 25 февраля 1917 года и прозвучала мрачным предзнаменованием.
Изысканная культура «Серебряного века» ушла со старой Россией. Головин работал для театра все меньше. Огромным успехом увенчалась его работа над «Женитьбой Фигаро» Бомарше, которая он делал по приглашению Станиславского. Но на премьеру художник приехать не смог по болезни. Александр Головин скончался 17 апреля 1930 года.