Александров Анатолий Николаевич

 25 мая 125 лет со дня рождения
(1888 – 1964)

Русский и советский композитор, пианист и педагог.

Москва 1916 года. На домашнем «музыкальном утре» встретились два композитора. Один — уже знаменитый автор концертов и симфоний, опер и романсов, чья слава росла и ширилась в России и за ее пределами. Другой лишь совсем недавно окончил Московскую консерваторию. Старший похвалил только что прозвучавшие романсы младшего, сделал несколько интересных и тонких замечаний по поводу фортепианного исполнения. А через некоторое время, встретив молодого коллегу, он спросил: «Почему вы не устраиваете концерта из ваших сочинений?» Старшим был Сергей Рахманинов, младшим — тогда еще только входивший в русскую музыку Анатолий Александров. Рахманиновское слово явилось для него напутствием и, как он вспоминал позже, «внушило веру в свои силы».

Детство Александрова прошло в Москве, где он родился, в Юрьеве (Тарту), Томске — городах, в которых работал отец, профессор химии. Атмосфера в доме казалась буквально насыщенной музыкой. Николай Александрович был хорошим скрипачом-любителем. Мать, Анна Яковлевна, окончила Московскую консерваторию как пианистка. По классу гармонии она занималась у Чайковского, дружеское общение и переписка с которым продолжались и в последующие годы. Первые музыкальные впечатления будущего композитора -домашние камерные вечера, творения Бетховена, Шуберта, Шопена, Чайковского, Бородина, увлечение приобретавшими тогда широкую известность Рахманиновым и Скрябиным.


В 1909 году Александров поступает на философский факультет Московского университета и одновременно начинает серьезные занятия музыкой. Выдающийся русский композитор Сергей Иванович Танеев согласился быть его наставником. С 1910 года Анатолий Александров учится в консерватории и вскоре, желая полностью сосредоточиться на занятиях музыкой, оставляет университет. В 1916 году он оканчивает Московскую консерваторию с золотой медалью, одновременно по композиции (по классу С. Н. Василенко) и фортепиано (по классу К. Н. Игумнова).

После Великого Октября Анатолий Александров становится одним из активных строителей советской музыкальной культуры. В период гражданской войны, вступив добровольцем в ряды Красной Армии, он проводит активную музыкальную работу в одной из армейских частей. С 1923 года Анатолий Николаевич — преподаватель, а с 1926 года профессор Московской консерватории, работе в которой он отдал более сорока лет. Среди его учеников — Н.П. Аносов, В.В. Бунин, Г.Е. Егиазарян, А.Н. Мазаев, М.А. Меерович, К.В. Молчанов, Г.А. Мушель, И.Г. Неймарк, Ю.М. Слонов, Я.С. Солодухо, Е.Н. Тиличеева, Н.К. Чемберджи и др.

В 1964 году А. Н. Александрову было присвоено звание народного артиста РСФСР, а в 1971 году — народного артиста СССР.

Возвышенность и благородство эмоциональной выразительности, широта образной и интонационной палитры, яркий мелодизм, тонкость и своеобразие гармонического колорита — таковы характерные черты его музыки. Среди произведений Александрова — оперы «Два мира» (по А. Н. Майкову), «Бэла» (по М. Ю. Лермонтову), «Дикая Бара» (по повести чешской писательницы Вожены Немцовой), «Левша» (по Н. С. Лескову), музыка к кинофильмам «Тринадцать», «Ленин в Октябре», «Память сердца», ко многим драматическим спектаклям, четыре струнных квартета, большое число вокальных и фортепианных произведений. Для творческой эволюции и неустанных поисков выдающегося мастера очень показательно, что в 60 — 70-е годы им были созданы произведения в жанрах, к которым он до этого не обращался, — Первая симфония и фортепианный концерт. Необычно возникновение Второй симфонии: композитор инструментовал для симфонического оркестра свою Восьмую фортепианную сонату. Авторская транскрипция «соната-симфония» не имеет прецедентов в композиторском творчестве.
Вокальная лирика Александрова относится к лучшим достижениям советской музыки в этом жанре. Широкое признание получили романсы на стихи А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, Б. Л. Пастернака, А. А. Ахматовой, Н. С. Тихонова, М. И. Алигер, С. П. Щипачева. Романсы Александрова отличают глубокое ощущение образности и стилистики поэтического текста, оригинальность его музыкального прочтения.

Фортепианное творчество композитора также воплощает богатую гамму образов, чувств, настроений. Александрову принадлежат четырнадцать сонат, три «Маленькие сюиты», цикл пьес, «Романтические эпизоды» и «Страницы из дневника»
Анатолий Николаевич — автор многих сочинений для детей. Сколько поколений маленьких зрителей и слушателей успели полюбить музыку к мультфильмам «Красная Шапочка», «Аленушка и братец Иванушка», «Остров ошибок», чудесные песенки — веселые и грустные, звонкие и нежные — из радиопередач «Угадай-ка», «Клуб юных географов», «Необыкновенные приключения почтового ящика», «Волшебное такси», «Клуб знаменитых капитанов». «Русские народные мелодии» — первый в советской фортепианной музыке для детей сборник, целиком состоящий из пьес, основанных на фольклорном материале. Художественная законченность целого, изящество и филигранная точность деталей — все это невольно заставляет вспомнить миниатюры Лядова. Александров — единственный советский композитор, чьи фортепианные пьесы для детей удостоены Государственной премии СССР.

Композиторское творчество было не единственной сферой многогранной «деятельности Анатолия Николаевича. Его мудрое и взыскательное слово послужило добрым напутствием не одному молодому дарованию. За долгие годы работы в консерватории он воспитал многих талантливых композиторов.
Музыкант широких творческих интересов, Александров завершил ряд незаконченных камерных сочинений Танеева и Глазунова, участвовал в редактировании Полного собрания сочинений П. И. Чайковского.


Художник, прошедший большой жизненный путь и щедро отдавший всего себя служению родному искусству, — таким вошел А. Н. Александров в советскую музыкальную культуру. В. Блок.

Лауреат Сталинской премии (1951). Доктор искусствоведения (1941)