Александр Зацепин


Родился 10 марта 1926 года в Новосибирске в семье хирурга Сергея Дмитриевича Зацепина и учительницы Валентины Болеславовны Оксентович. В 1941 году отец Александра был арестован по 58-й статье и приговорён к 10 годам лишения свободы. После освобождения в семью не вернулся. Мать растила сына одна.
Окончив среднюю школу № 12, поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. В марте 1945 года его отчислили из вуза и призвали в армию. Будучи на военной службе, самостоятельно освоил игру на нескольких инструментах. Командиром взвода, где служил Александр, был будущий знаменитый артист Евгений Матвеев, который пригласил Александра участвовать в армейской самодеятельности. В итоге его приняли в Новосибирский армейский ансамбль песни и пляски.
После увольнения в запас в 1947 году работал в Новосибирской филармонии. По словам Зацепина, если бы он не пошёл в армию, то не стал бы композитором. Во время гастролей в Алма-Ате Зацепин решил подать документы в музучилище, но ему порекомендовали сразу поступать в консерваторию.
Окончил в 1956 году консерваторию в Алма-Ате по классу фортепиано и композиции (педагог Е. Г. Брусиловский). Дипломная работа — балет «Старик Хоттабыч», который поставили в Алма-Атинском театре оперы и балета. Работал музыкальным оформителем на студии «Казахфильм». В том же 1956 году написал музыку к своему первому фильму — «Наш милый доктор». Чтобы записать музыку, Зацепину приходилось часто приезжать в Москву, так как на «Казахфильме» не было нужных условий для работы. В результате руководитель Московского симфоджаза Виктор Кнушевицкий предложил ему перебраться в столицу.
В Москве поначалу трудно было найти работу. Будущий композитор подрабатывал, играя на аккордеоне в ресторанах. Тогда уже весьма популярный режиссёр Леонид Гайдай приступал к работе над комедией «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». До этого он сотрудничал с Никитой Богословским, но для очередной картины решил подыскать нового композитора. Ему порекомендовали начинающего композитора, и творческий тандем состоялся. Так Зацепин стал работать в области советского кинематографа.
В активе Александра Зацепина музыка к фильмам «Земля Санникова», «31 июня», «Женщина, которая поёт», «Душа», к комедиям Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию». Его песни стали хитами, пережившими своё время. Среди них «Есть только миг», «Куда уходит детство», «Так же, как все» и многие другие.
С 1965 года Зацепин работал с Леонидом Дербенёвым и их творческий дуэт стал самым известным. Вместе они написали более 100 песен. Их сотрудничество продолжалось до самой смерти поэта в 1995 году.
В середине 1970-х годов произошло знакомство композитора с Аллой Пугачёвой. К тому времени Зацепин, увлечённый электронщик, построил собственную студию звукозаписи. Для этого ему пришлось две квартиры обменять на одну новую. Высокий технический уровень и возможности домашней студии и послужили поводом для совместного творчества Аллы Пугачевой и Александра Зацепина. В ней были аранжированы и записаны многие песни, принесшие Пугачёвой популярность. Зацепин написал несколько песен для сольного репертуара певицы и музыку к фильмам, которые озвучивала Пугачёва («Центровой из поднебесья», «Фантазии Веснухина»). Однако после фильма «Женщина, которая поёт» между Зацепиным и Пугачёвой возникли разногласия, и больше они не сотрудничали.
В новой студии была также аранжирована и записана музыка погони для фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Подобную тему в таком темпе невозможно было исполнить вживую. В СССР было лишь 2 студии, где можно было ускорять музыкальные записи, и с этой задачей удалось справиться на аппаратуре Зацепина.
В 1978 году вышел фильм «31 июня», ставший большим творческим успехом композитора. Песни из фильма на стихи Леонида Дербенёва и Юрия Энтина обрели большую популярность. Революционно (для того времени) аранжированная мелодичная музыка была снова записана на его квартире. Однако спустя полгода после премьеры фильма один из его актёров, Александр Годунов, эмигрировал в США, и фильм на семь лет «лёг на полку».
Летом 1982 года композитор уехал на жительство во Францию, не меняя гражданства. После отъезда его песни беспощадно критиковались, в частности газета «Труд» от 3 июня 1983 года опубликовала статью «Есть только миг?», где говорилось, что песня эта, в сущности о слабых людях, которые только ноют, что жизнь быстротечна, и заботятся лишь о собственной судьбе. Утверждалось, что это откровенная пошлость, облечённая, в красивую мелодию, и потому легко запоминающаяся, тревожащая юные души ложной романтикой, мещанскими представлениями о счастье. В 1986 году, с приходом перестройки, композитор вернулся в СССР. Вышли новые фильмы с его музыкой: «Где находится нофелет?», «Она с метлой, он в чёрной шляпе», продолжилось сотрудничество с Леонидом Гайдаем.
В 1997 году Зацепин написал музыку к песне Марины Хлебниковой «Косые дожди» на её стихи. Песня быстро стала очень популярной и вышла в финал фестиваля «Песня-98».
Композитор написал более 300 песен и сочинил музыку более чем к 120 фильмам и мультфильмам. Александр Зацепин заслуженный деятель искусств России (1997), член-корреспондент Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002), член Союза композиторов СССР (1956) и Союза кинематографистов СССР (1957).
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зацепин,_Александр_Серг..