Леонид Осипович Утёсов

22 марта 120 лет со дня рождения

Леонида Осиповича Утёсова

(1895 – 1982г.г.)

Леонид Осипович Утёсов (настоящее имя Лазарь (Лейзер) Иосифович Вайсбе́йн;  1982) — русский и советский эстрадный артист — певец, чтец, дирижёр, руководитель оркестра, конферансьеактёрНародный артист СССР (1965, первым из артистов эстрады удостоен этого звания). Исполнял песни в различных жанрах от джаза до городского романса.

Лазарь Вайсбейн родился в Одессе, в многодетной еврейской семье[2]. Отец, мелкий коммерсант (по другим данным — экспедитор одесского порта), — Осип Кельманович (Иосиф Калманович) Вайсбейн, мать — Малка Моисеевна Вайсбейн (в девичестве Граник).

В 1904—1909 годах учился в частном коммерческом училище Г. Ф. Файга в Одессе, но был отчислен, по версии самого Утёсова, за то, что в отместку за замечание вымазал мелом и чернилами одежду учителя Закона Божьего[5]. Параллельно брал уроки игры на скрипке.

В 1910—1912 годах играл на гитаре в струнном бродячем оркестре Ярчука-Кучеренко, некоторое время выступал в качестве гимнаста, музыкального эксцентрика и «рыжего» клоуна в передвижном цирке борца Ивана Бороданова в Одессе, КременчугеХерсонеНиколаеве. В 1912 году устроился в Кременчугский театр миниатюр, в это же время стал выступать под псевдонимом Леонид Утёсов. Одесский артист Скавронский пригласил Вайсбейна в 1912 году в свою миниатюру. Но при этом поставил условие: «Никаких Вайсбейнов!» «Зная историю с «переделкой» Скавронского, я решил взять себе такую фамилию, какой никогда ещё ни у кого не было, то есть просто изобрести новую.

Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Я бы охотно стал Скаловым, но в Одессе уже был актёр Скалов. Тогда, может быть, стать Горским? Но был в Одессе и Горский. Были и Горев и Горин — чего только не было в Одессе! Но, кроме гор и скал, должны же быть в природе какие-нибудь другие возвышенности. Холм, например. Может быть, сделаться Холмским или Холмовым. Нет, в этом есть что-то грустное, кладбищенское — могильный холм« Что же есть на земле ещё выдающееся? — мучительно думал я, стоя на Ланжероне и глядя на утёс с рыбачьей хижиной. — Боже мой, — подумал я, — утёсы, есть же ещё утёсы!»

Я стал вертеть это слово так и этак. Утёсин? Не годится — в окончании есть что-то простоватое, мелкое, незначительное… «Утёсов?» — мелькнуло у меня в голове… Да, да! Утёсов! Именно Утёсов! Наверно, Колумб, увидя после трёх месяцев плавания очертания земли, то есть открыв Америку, не испытывал подобной радости. И сегодня я вижу, что не сделал ошибки, ей-богу, моя фамилия мне нравится. И, знаете, не только мне…» В 1913 году поступил в одесскую труппу К. Г. Розанова, до революции 1917 года играл в ряде театров миниатюр: Большой Ришельевский, Малый Ришельевский, «Интимный», Весёлый, передвижной театр миниатюр «Мозаика» Херсонский театр миниатюр; был артистом антрепризы Н. И. Собольщикова-Самарина в Киеве, Одессе, Херсоне, ФеодосииАлександровскеЕкатеринославе, Москве.

В 1916—1917 годах проходил службу в армии. В 1917 году победил в конкурсе куплетистов в Гомеле. В том же году приехал в Москву, где выступал в столичном саду «Эрмитаж». В 1918—1919 годах — артист эстрады во время гастрольной поездки по Украине для обслуживания Южной армии[6]. В 1917 году в Одессе впервые снялся в кино, исполнив роль адвоката Зарудного в фильме «Жизнь и смерть лейтенанта Шмидта»[7] (по выпущенной в 1917 году книге «Лейтенант Шмидт — борец за свободу»[8], выпущен на экраны 5 июля 1917 года[9].).

Фильм «Весёлые ребята» (1934В 1920-х годах продолжал выступать на эстраде и играть в различных театрах Москвы (Театр революционной сатиры, Театр музыкальной комедии, оперетта «Славянский базар») (1921—1922). В 1922 году переехал жить в Петроград (ныне Санкт-Петербург), где играл в Свободном театре (1922—1927), Театре Сатиры (1928), оперетте «Палас-театр». В 1923 году подготовил «синтетический спектакль» «От трагедии до трапеции», в котором исполнял драматические и буффонно-комические роли, гимнастические номера, играл на гитаре и скрипке, дирижировал хором и оркестром. Продолжалась и его кинематографическая карьера. Был первым исполнителем на эстраде произведений И. Э. БабеляЭ. Г. БагрицкогоИ. П. УткинаМ. М. Зощенко

В 1928 году в Париже, где он с женой и дочерью был в качестве туриста, Утёсов услышал американский джаз-оркестр Теда Льюиса, который поразил его тем, что потом сам Утёсов называл «театрализацией». По возвращении в Ленинград создал собственный «Теа-джаз» (позднее Государственный джаз-оркестр РСФСР), первое выступление которого состоялось 8 марта 1929 года на сцене ленинградского Малого оперного театра. Успех был значительным, и с этого момента Утёсов фактически сменил профессию, став руководителем (первый год вместе с трубачом Яковом Скоморовским) джаз-оркестра. Коллектив Утёсова исполнял западные шлягеры и специально написанные инструментальные композиции и песни. Последние постепенно заняли основное место в программах оркестра. В 1937 году джаз-оркестр Утёсова представил новую программу «Песни моей Родины». Программа шла несколько лет, вплоть до 1941 года.

Большую роль в становлении Утёсова как музыканта и артиста сыграла его личная и творческая дружба с композитором Исааком Дунаевским, написавшим для «Теа-джаза», в частности, джазовые «рапсодии» — обработки русских, украинских и еврейских (на идише) песен, а также немало песен на стихи современных советских поэтов. В содружестве с И. Дунаевским, В. Лебедевым-КумачомВ. Массом и Н. Эрдманом создал эксцентрические музыкальные комедийные обозрения — «Джаз на повороте» (1930), «Музыкальный магазин» (1932) и др.

Выступление Утёсова на фронте, 1942 год

В 1934 году вышел на экраны кинофильм «Весёлые ребята» с Утёсовым в главной роли и с участием его оркестра (музыку к картине писал И. Дунаевский, тексты песен — В. Лебедев-Кумач). Успех фильма принёс Утёсову огромную популярность и известность по всей стране. В газетных же рецензиях исполнитель главной роли даже не был упомянут. Утёсов так иронически комментировал несправедливое отношение к себе со стороны власти: «Когда отмечалось пятнадцатилетие советского кино, Г. Александров получил орден Красной Звезды, Любовь Орлова — звание заслуженной артистки, а я — фотоаппарат» В 1939 году вышла его первая книга «Записки актёра».

В годы войны Леонид Утёсов много раз ездил на фронт и выступал перед бойцами. Неоднократно во время таких поездок он попадал в опасные ситуации, под бомбёжки. 5-му гвардейскому истребительному авиаполку были подарены два самолёта Ла-5Ф от оркестра Леонида Утёсова. Самолёты носили название «Весёлые ребята».

После войны Утёсов и его оркестр продолжали много ездить по стране, записываться на пластинки, выступать по радио, а потом и по телевидению. К 800-летию Москвы в 1947 году оркестр Утёсова подготовил оркестровую фантазию «Москва». В финале программы впервые прозвучала песня И. Дунаевского «Дорогие мои москвичи!». В марте 1960 года в Московском театре эстрады была представлена программа «Тридцать лет спустя».

В 1966 году принял решение покинуть сцену (кроме единичных случаев, когда он исполнял по 1-2 песни). В оставшиеся 16 лет жизни написал ещё одну книгу «Спасибо, сердце!», руководил оркестром, много снимался на телевидении, но практически не выходил на сцену.

В декабре 1981 года состоялось последнее выступление Леонида  Утёсова.Леонид Утёсов был дважды женат: с 1914 года на Елене Осиповне Гольдиной (сценический псевдоним — Елена Ленская; 1892—1962)] и с 1982 года (в течение двух последних месяцев своей жизни) на Антонине Сергеевне Ревельс (1923—1997), которая была танцовщицей в его коллективе с 1943 года.

Леонид и Эдит Утёсовы 1940 г.

Дочь от первого брака — Эдит Леонидовна Утёсова (1915—1982)[14], была солисткой его оркестра (её муж — режиссёр Альберт Александрович Гендельштейн). Многие песни отец исполнял в дуэте с ней, в частности, широко известные «Прекрасная маркиза» и «Дорогие мои москвичи.

Леонид Утёсов скончался 9 марта 1982 года в Москве, на полтора месяца пережив свою дочь Эдит, умершую 21 января. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище (участок № 9).

Могила Л. Утёсова на Новодевичьем кладбище Москвы