Владимир Евграфович Татлин

28 декабря 135 лет со дня рождения

Владимира Евграфовича Татлина

(1885 – 1953г.г.)

This image has an empty alt attribute; its file name is Владимир-Евграфович-Татлин.jpg

Владимир Евграфович Татлин- — русский и советский живописецграфикдизайнер и художник театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник конструктивизма[2].

This image has an empty alt attribute; its file name is Модель-башни-Татлина-1919г..jpg

Проект Памятника III Интернационала (1919—1920) Татлина с вынесенной наружу несущей конструкцией стал одним из важнейших символов мирового авангарда и своеобразной   

    визитной карточкой конструктивизма[3].

Владимир Татлин родился 16 (28) декабря 1885 в Москве в семье железнодорожника. После смерти матери семья переехала в Харьков[4][5]. В 13 лет убежал из дома, жил случайными заработками, на корабле ходил юнгой в Турцию, помогал иконописцам и театральным декораторам. В 1902 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение. 1904 — в Одесском училище торгового мореплавания.   

        


 

This image has an empty alt attribute; its file name is Владимир-Татлин-Матрос-Автопортрет.jpg

 Матрос (Автопортрет) 1911г.

Затем с 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище. Татлин так и не получил полноценного художественного образования.

В 1910-х участвовал в выставках таких объединений, как «Мир искусства», «Союз молодёжи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

Посещал встречи поэтов-футуристов: братьев Бурлюков,  Велимира ХлебниковаВладимира Маяковского.

В 1911 году был одним из организаторов художественного общества «Союз молодежи».В 1914 году вместе с русской кустарной выставкой посетил Берлин, выступая в качестве музыканта-бандуриста. Из Берлина ненадолго съездил в Париж, посетил мастерскую Пабло Пикассо[6].

В 1915 году участвовал в легендарной Последней футуристической выставке «0,10», представив свои «контррельефы»  (материальный подбор), объемные произведения, понимаемые как «беспредметные», построенные на сопоставлении различных материалов.

В 1923 году поставил в ГИНХУКе как режиссёр, сценограф и актёр спектакль по поэме В. Хлебникова «Зангези». В том же году начинает работать над проектом аппарата «Летатлин».

В 1925—1927 — профессор в Киевском художественном институте [7]. Среди учеников были ставшие впоследствии известными: И. Каракис[8] и др.

В 1927—1930 — профессор ВХУТЕМАСа в Москве[7]. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e6/Die_Kunst_ist_tot.Tatlin.jpg/220px-Die_Kunst_ist_tot.Tatlin.jpg

В 1930—1940-х годах Татлин был вынужден работать как книжный художник и сценограф.

В начале 1950-х годов Татлин был во главе бригады художников, создававших наглядные пособия для Московского государственного университета.

Известно противостояние Владимира Татлина концепциям Казимира Малевича, настаивавшего на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью. Существует даже исторический анекдот о случае, когда Татлин выбил стул из-под Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.

Работы В. Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые поняли их как революцию в искусстве. Известна фотография Георга Гроса и Джона Хертфилда, держащих плакат с надписью «Искусство умерло — Да здравствует машинное искусство Татлина!»[11].

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8f/Counter-relief_by_V.Tatlin_%281916%2C_GTG%29_01_by_shakko.jpg/220px-Counter-relief_by_V.Tatlin_%281916%2C_GTG%29_01_by_shakko.jpg
This image has an empty alt attribute; its file name is Контр-рельеф-1916г..jpg

«Контр-рельеф», 1916. Лакированное красное дерево, железо, дерево, цинк. ГТГ

Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции в полной мере был реализован В.Татлиным при создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Формы этого проекта, отдаленно напоминающего рисунки Леонардо Да Винчи, воспроизведённые в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного (см. Конструктивизм (искусство)). «Летатлин» выставлялся в Пушкинском музее искусств. Также было несколько попыток произвести реальные испытания «Летатлина» как летательного аппарата будущего. Испытания так и не состоялись по разным причинам. Скончался в Москве 31 мая 1953 года. Кремирован и захоронен в 106 секции колумбария Новодевичьего кладбища

Владимир Татлин стал знаменит не столько живописью и контррельефами (которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в большей степени, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»).

Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году. В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма, Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи.

Татлин умер в 1953 году, но его наследие оказалось востребованным сначала в 1960-е, а затем — в 1990-е годы в Европе и России. Проводились ретроспективные выставки, его проекты реконструировались и цитировались различными художниками, наследие В. Татлина стало одним из символов русского авангарда.[12]

                                                                                                                                       Википедия