Александр Дейнека

20 мая 120 лет со дня рождения

 Александру Александровичу Дейнеке

(1899 – 1909г.г.)

Александр Дейнека является одним из наиболее выдающихся деятелей советской культуры. Советский живописецмонументалист и графикпедагогпрофессор. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат Ленинской премии (1964). Член КПСС с 1960 года.

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске. Его семья не была богатой, отец работал железнодорожником. Тем не менее он смог получить неплохое образование для своего времени. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.

Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И.И. Нивинский (1920—1925). Большое значение в творческом становлении художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина

«Оборона Петрограда» (1928).

В 1928 Дейнека вышел из РОСТа и стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931—1932 — членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике произведения:

«На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».

Новый этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Самой значительной работой этого периода является картина

«Мать» (1932).

 В эти же годы художником были созданы поэтичные произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932), «За занавеской» (1933) и др. Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в Берлине» (1933), наполненные гневом рисунки к роману «Огонь» А. Барбюса (1934).

С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934), иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Он написал ряд живописных.

Работ, одна из самых романтических — «Будущие лётчики» (1937).

Историческая тема нашла своё воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано). К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).

В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политические плакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно

«Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье».

К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу «Б» (1947), «У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.

Александр Дейнека умер 12 июня 1969 года, оставив после себя богатое культурное наследие советской эпохи.  Похоронен на московском Новодевичьем кладбище (участок № 7). Работы Дейнеки находятся в собраниях: ККГ им. А. А. Дейнеки, ГТГ, ГРМ, Института русского реалистического искусства (ИРРИ) и др. Из-за своей востребованности и отсутствия новых серьёзных научных описаний его творчества произведения художника часто становятся объектом фальсификаций.

Картина Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougall’s за 2 миллиона 248 тысяч фунтов (почти 3,5 млн долларов).

 

Известные работы: Революционная тематика «Оборона Петрограда», Будущие летчики», «Механизируем Донбасс»

Дайнека картина «Полдень» фото

 

Пейзажи:

«За занавеской»

  • «Мать»
  • «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами»
  • «Полдень»
  • «Купающиеся девочки»

Историческая тематика: «Окраина Москвы. Октябрь 1941»

  • «Сгоревшая деревня»
  • «Оборона Севастополя»

Награды и премии