Анатолий Эшпай

15 мая — 95 лет со дня рождения
1925 – 2015 гг.

 

Родился на Волге, в семье видного марийского фольклориста и ученого Я. А. Эшпая, много сделавшего для развития марийского профессионального искусства. Путь Эшпая-музыканта начинался в музыкальном училище имени Гнесиных, где он учился по классу фортепиано. Война прервала эти занятия. Восемнадцатилетним юношей Эшпай уходит на фронт. За боевые заслуги он был награжден орденом Красной Звезды и медалями. После войны Эшпай продолжает образование в Московской консерватории сразу на двух факультетах: фортепианном ( у В. В. Софроницкого) и композиторском (у Н. Я. Мясковского, после его смерти — у Е. К. Голубева), аспирантуру заканчивает у А. И. Хачатуряна. Впоследствии специальность пианиста сыграла важную роль в деятельности композитора — свои сочинения для фортепиано (а их немало) Эшпай обычно впервые исполняет сам.

Первые крупные сочинения Эшпая, принесшие ему известность, появились еще в студенческие годы — оркестровая пьеса на марийские темы “Симфонические танцы” и рапсодия для скрипки с оркестром “Венгерские напевы”, блестящее концертное сочинение, в котором сопоставлены контрастные эпизоды танцевального, виртуозно-импровизационного и песенного плана. Лирико-романтический строй Первого фортепианного (1954) и Первого скрипичного (1956) концертов свидетельствует о расширении круга образов в музыке Эшпая. В этих ранних произведениях формируется творческая манера композитора, складывается своеобразный подход к претворению фольклора. “Эшпай обычно не проводит марийскую тему полностью, — отмечал А. И. Хачатурян. — Она растворяется в его собственных интонациях, мелодиях, гармониях, манере изложения музыкальной мысли.

Народные мелодии для Эшпая лишь повод, чтобы разбудить творческую фантазию. О щедрости, оригинальности авторской фантазии свидетельствуют и написанные в 70-х годах Второй фортепианный и Второй скрипичный концерты. Наиболее полно творческое кредо композитора раскрылось в знаменитом концерте для оркестра. Волевое, созидательное начало, яркий, экспрессивный стиль свойственны многим сочинениям Эшпая. Но в концерте эти качества достигают кульминации. Созданный в необычайно короткий срок (за 17 дней), концерт удивительно целостен по стилю, хотя его музыкальный язык включает самые различные компоненты, важнейшим из которых является стихия симфоджаза (концерт написан для четырех солистов — труба, фортепиано, вибрафон и контрабас — и оркестра с расширенной группой ударных инструментов).

Джазовый элемент проникает и в театральную музыку Эшпая — в балете “Ангара” (по мотивам “Иркутской истории” А. Арбузова) также можно услышать джазовые ритмы и интонации. Обращение к такой интонационной сфере здесь не случайно, так как ритмы современных танцев в сочетании с бытовыми интонациями, народными инструментальными наигрышами, лирическими мелодиями широкого дыхания позволяют композитору воссоздать мир сегодняшней молодежи. Ее обобщенный образ несет в балете важную смысловую нагрузку и дополняет характеристику главных героев. В этом же ключе написан и следующий балет Эшпая “Помните!”, и его Четвертая симфония с подзаголовком “симфония-балет” (1981). Его первые три симфонии написаны в конце 50-х — начале 60-х годов, и каждая из них своеобразна и необычна по замыслу и композиции. Первая двухчастна и построена по принципу контрастного сопоставления.

Музыка, навеянная воспоминаниями о Великой Отечественной войне, представляет образец лирико-философского симфонизма в творчестве композитора. Вторая симфония, тоже программная, имеет подзаголовок “Хвала свету”. Но содержание ее не исчерпывается воспеванием красоты и гармонии. Это музыка действия и резких контрастов, многоплановая по содержанию. Средняя часть симфонии может служить примером демократизации музыкального языка в современном симфонизме — здесь автор использует темы из музыки к кинофильму “Ночной патруль”, написанной незадолго до создания симфонии. Третья симфония — “Памяти отца” – одно из самых задушевных сочинений Эшпая; она воспринимается как взволнованная исповедь и отличается подлинной глубиной мысли. Стремление к композиционной целостности, непрерывности развития музыкальной ткани приводит к стиранию граней между частями симфонии. Единству тематического развития способствует и введение лейтобраза — мелодии хора Я. А. Эшпая, проходящего через всю симфонию.

В творчестве А. Эшпая нашла отражение и ленинская тема. Его кантата “Ленин с нами”, написана к столетию со дня рождения В.И. Ленина на стихи В. В. Маяковского. Один из хоров Эшпая “Красный угол моей души” был отмечен на конкурсе, посвященном юбилею Ленина. На торжественном концерте в Кремлевском Дворце съездов в день рождения Ленина была исполнена праздничная ода Эшпая “Кремлевские куранты”. Эшпай много пишет для кино и эстрады. Его работа в области массовых жанров постоянно и органично сочетается с поисками в области вокально-симфонической музыки. Музыка к театральным постановкам и кинофильмам, эстрадные пьесы и особенно песни выявляют новые грани таланта композитора — демократизм, “общительность” интонаций, умение найти нужный эмоциональный колорит. Эти качества свойственны и двум его музыкальным спектаклям – оперетте “Нет меня счастливее” (1968) и мюзиклу “Любить воспрещается” (1973).

Многогранна деятельность народного артиста СССР А. Я. Эшпая. Композитор, пианист, общественный деятель, он являлся одним из руководителей Союза композиторов СССР, первым секретарем Союза композиторов РСФСР, членом Международного музыкального совета при ЮНЕСКО

Источник: http://www.kraeved-samara.ru/archives/6062