Сергеq Малютин

4 октября 160 лет со дня рождения

Сергея Васильевича Малютина

(1859-1937г.г.)

Русский и советский художник, архитектор

Автопортрет 

Родился 22 сентября 1859 года в Москве в купеческой семье.Отец художника был родом из Малоярославца.
С.В. Малютину не было еще двух лет, когда умерла мать; через год умер отец. Троих сирот многочисленные родственники окружили заботой и вниманием. Но когда выяснилось, что остались лишь одни долги, родственники разбежались. Детей взяла на воспитание сестра отца. Муж сестры был мелким чиновником, и семья едва сводила концы с концами. Приемные родители мечтали о торговой карьере для мальчика. И Малютин был отдан в коммерческое училище, а затем на бухгалтерские курсы. Все свое свободное время Малютин посвящал перерисовкам иллюстраций из «Нивы». Дядя и тетя были мягкими людьми и не протестовали против этих занятий.
С.В. Малютин с учениками.
Фото 1900 — 1903 годов.


В 14 лет Малютина отправили служить в Воронеж к знакомому купцу. Опека над ним закончилась, теперь он должен был сам себя обеспечивать. Хозяин был доволен исполнительным работником. Но молодой конторщик продолжал отдавать все свое свободное время рисованию.
Открывшаяся в городе передвижная выставка произвела сильное впечатление на юношу, и он твердо решил стать художником.
В 1880 г. он поехал по хозяйским делам в Москву и остался там. Он написал хозяину, что бросает службу и остается в Москве, чтобы учиться рисованию. Малютин поступил на службу конторщиком, затем чертежником в управление Брестской железной дороги.
Он учиться писать красками, ему помогают друзья и торговцы красками. Ранние работы Малютина были оценены художником К.А. Трутовским. После этой встречи Малютин утвердился в решении поступать в Училище.

В 1883 г., несмотря на то, что учебный год начался, Малютин пришел в канцелярию Училища. Его работы смотрели преподаватели Евграф Сорокин и Павел Десятов. После просмотра работ, Малютину было предложено нарисовать в фигурном классе статую Венеры Милосской. Оценив его работу, Ефграф Сорокин написал на рисунке «Принять». Малютин был принят вольным слушателем в фигурный класс Училища живописи, ваяния и зодчества. Учился он на собственные средства.
Учился Малютин хорошо и с 1884 г. он стал полноправным учеником Училища и был освобожден от платы за обучения.В фигурном классе учителями Малютина были П.С. Сорокин и И.М. Прянишников, в натурном – Е.С. Сорокин и В.Е. Маковский. Во время учебы в Училище работы Малютина участвовали в ученических выставках. Эти выставки посещала публика, о них писали в газетах, а лучшие работы отмечались премиями и приобретались с выставки.
На выставке 1884 г. была премирована работа Малютина «Больной», написанная по этюдам, сделанным в одной из московских богаделен.
В 1886 г. Малютин окончил московское Училище со званием свободного художника.
После окончания учебы Сергей Васильевич три года преподавал в Елизаветинском институте и подрабатывал.

По предложению художника В.А. Симонова, Малютин начинает работу над большой исторической композицией «Движение татарской орды». В московском Историческом музее, где он собирал материал для картины, Малютин познакомился с руководителем музея — историком И.Е. Забелиным. Результатом работы в Историческом музее стала картина Татарское нашествие».

Большим успехом в области жанра явилась картина «По этапу», 1890 год. Современники отметили не только великолепную живопись, но и социальную остроту картины. К 1889 г. относится этюд «Подружки», задуманный вначале как подготовительный к картине «По этапу». С начала творческой деятельности он создает целый ряд работ посвященных жизни и быту народу. 1893 г. — картина «Пастух с подпаском». Сюжет картины незамысловат, но она вызывает щемящее чувство тоски и сочувствия к людям. Его захватывала правда жизни – основа его реалистического, понятного и глубокого искусства.

В составе группы художников в 1896 году Малютин работал над декоративными панно для павильона Севера на Нижегородской выставке. По окончании этой работы С.И. Мамонтов пригласил Малютина художником–декоратором в Нижегородский оперный театр. С постановки «Самсон и Далила» началась деятельность Малютина как театрального декоратора. В 1897 году состоялось первое представление оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» в Московской русской частной опере С.И. Мамонтова. В подготовке спектакля участвовали: С.В. Малютин, К. А. Коровин, В.А. Серов, М.А. Врубель. В этом же году Малютин совместно с К.А. Коровиным работают над декорациями к «Орфею» по эскизам В.Д. Поленова.

В искусстве книжной иллюстрации художник испробовал силы уже в первый период своего творчества. Он увлекся оформлением книг, делая рисунки к сказкам Пушкина во время чтения их своим детям. С.И. Мамонтов, увидев эти оригинальные рисунки, высоко их оценил.
Первой книгой художника, вышедшей в 1898 году, стала сказка Н. Юрьина «В сонном царстве». А через два года он оформил и другую сказку этого автора «Городок». Мамонтов задумал выпустить к 100-летию со дня рождения Пушкина серию книг с иллюстрациями Малютина, но его планы были осуществлены не полностью. Свет увидели только «Сказка о царе Салтане» и «Руслан и Людмила».
Художник делал иллюстрации и к другим произведениям Пушкина: «Сказке о золотом петушке», «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказке о рыбаке и рыбке», но к сожалению эти работы так и не были выпущены.
Малютин с увлечением иллюстрирует русские былины, народные песни, детские книги-прибаутки. Он проиллюстрировал сборник русских народных сказок и песенок «Ай-ду-ду»

 

 

 

 

Юбилейное издание «Руслана и Людмилы» 1899 года. В издании 12 цветных иллюстраций в тексте, 9 декоративных заставок и концовок.


Русское народное декоративное искусство и архитектура всегда привлекали внимание Малютина. С 1886 года Малютин начал работать с деревом. Делал утварь, оформляя ее резьбой и росписью, воссоздавал образцы художественной мебели. Сначала для личного пользования. Затем мебель привлекала внимание его друзей и знакомых. Художник принял ряд заказов, а по его рисункам и образцам работали мастера-кустари. В начале 1900 году по приглашению М.А. Врубеля, с которым он находился в дружеских отношениях, Малютин приехал с семьей в Талашкино, где он проработал до осени 1903 года.

Имение располагается в 18 км от Смоленска. В 1893 году его приобрели Тенишевы. С этого момента до 1914 года Талашкино становится крупным художественным центром России. Тенишевы были богаты, но увлеченные научной и художественной деятельностью, не стремились к показной роскоши. Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева организовала талашкинский художественный центр. Она была знакома и сотрудничала с С.И. Мамонтовым и С.П. Дягилевым.

Русский теремок по проекту Малютина в Талашкино.
Источник: http://www.lib05.ru/news/illyustrator-skazok

Первой монументальной работой Малютина стал балкон в доме Тенишевой. В 1901 г. по его проекту был выстроен сказочный домик «Теремок». Художник разработал внешнее и внутреннее оформление здания. Наиболее интересным было оформление талашкинского театра, перестроенного из флигеля в 1902 году. Недалеко от «Теремка» выстроена церковь в 1900 – 1905 г. г. по проекту И.Ф. Барщевского, М.К. Тенишевой и С.В. Малютина.

В Талашкино Малютин организовал столярную мастерскую, в которой по его рисункам выполнялись различные изделия из дерева в русском стиле. Его работами в области прикладного искусства восхищался В.В. Стасов.
В смоленском музее-заповеднике хранится альбом эскизов Малютина, в котором много рисунков мебели. В экспозиции «Теремка» сохранилась мебель его авторства. При проектировании мебели Малютин создавал лишь эскиз, не указывая точных размеров, не показывая ее объемно. В Талашкино Малютин выполнил несколько керамических изделий (печь в «Теремке»), занимался декоративной живописью, преподавал в мастерских. Здесь же в Талашкино в 1901 г. он написал один из лучших своих автопортретов «Автопортрет в шубе». 1903 году в Смоленске по проекту Малютина начали строить музей «Русская старина». Над оформлением здания вместе с ним работал В.М. Васнецов.В 1903 году в Талашкино приехали художники В.Н. Бакшеев и А.М. Корин, преподаватели московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Начались переговоры о зачисление Малютина преподавателем в Училище. 22 мая 1903 года С.В. Малютина утвердили. Осенью художник вернулся в Москву.
В 1890 году Малютин вместе с токарем В. Звездочкиным создают матрешку. Считается, что ее прообразом стала японская игрушка. Сергиево-посадский столяр Василий Звездочкин выточил фигурки, а Малютин их расписал. Он изобразил на фигурке девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок, все они чем-нибудь отличались друг от друга. В основную форму куклы вкладывались другие куколки, мальчик и шесть девочек. Куколка поменьше первой матрешки держала в одной руке корзинку, другая – серп, еще меньшая обхватила двумя руками чашку, еще одна за руки держала маленького ребеночка; есть и куколка, которая о чем-то задумалась, поднеся руку к губам. Самая маленькая куколка стояла просто так; в руках у мальчика среднего размера, наряженного красную рубаху, – то ли лучина, то ли ветки – вот и вся трудовая крестьянская семья. Распространенным именем в то время было имя Матрена — так и появилась всеми любимая Матрешка. Существует также мнение, что такое имя носила девушка, прислуживающая в доме Мамонтовых, якобы с нее и списан образ Матрены. Само русское имя Матрена произошло от римского Матрона (знатная женщина или mater – мать)   Инженер и предприниматель, строитель железных дорог Петр Николаевич Перцов задумал возвести доходный дом. Петр Николаевич интересовался живописью и коллекционировал предметы искусства, поэтому задумал устроить в верхнем этаже студии, чтобы сдавать их художникам.
Перцов объявил закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле» и обратился к художникам А. М. Васнецову и С. В. Малютину, архитектору А. И. Дидерихсу и архитектору-художнику Л. М. Браиловскому с предложением участвовать в конкурсе.
Первая премия составляла 800 рублей, а вторая 500 рублей. Петр Николаевич оставил за собой право личного выбора для постройки любого из премированных проектов.
Приглашённое Перцовым жюри конкурса (художники В. М. Васнецов, В. И. Суриков и В. Д. Поленов, архитекторы Ф. О. Шехтель, И. А. Иванов-Шиц, С. У. Соловьев) присудило первую премию Аполлинарию Васнецову, вторую – Сергею Малютину.
Но всё же конкурс прошёл не впустую. У Малютина сохранился крайне интересный красочный эскиз его первого проекта, который, как не отвечающий заданному плану, он не выставил на конкурс. Перцов пленился им и договорился, что Малютин переработает проект, приспособив его к заданному плану. Чтобы лучше сообразить общую компоновку отдельных частей здания, Малютин вылепил модель дома из глины.
По совету Малютина Петр Николаевич поручил выполнить заказ майолики артели молодых художников Строгановского училища — «Мурава», которые на тот момент не имели заказов и готовились к ликвидации своего дела. Работа была исполнена в срок с точным воспроизведением раскраски по рисункам Малютина. Качество работы также оправдало себя – за пятнадцатилетний период времени не последовало никаких повреждений глазури. Технический надзор осуществлял инженер Б. Н. Шнауберт, конструктивную часть проекта и внутренние планировки выполнил архитектор Н. К. Жуков. Законченный в 1906 году, дом Перцова как одна из самых оригинальных построек города сразу попал в путеводитель по Москве (издание М. и С. Сабашниковых). В дом заселились ценители прекрасного. Как и хотел Перцов, в студиях обосновались художники: Александр Куприн, Павел Соколов-Скаля, Роберт Фальк и другие. Малютин тоже остался жить в сотворённом им доме, заняв одно из подвальных помещений для хранения своих картин, часть из которых имела очень большие размеры и требовала пространства больше, чем могло найтись в студиях на верхнем этаже.
Весной 1908 года в Москве случилось наводнение, уровень воды поднялся на 9 метров. Подвал дома был затоплен. Погибли картины «Царевна», «Леший», «Баба-яга» и другие из «сказочного» цикла. Сколько всего работ погубила стихия, осталось неизвестным – художник не любил говорить об этом. Елена Константиновна, жена Малютина, вынесла из мастерской то, что оказалось ей по силам. Бегая в ледяной воде, она простудилась и слегла и в конце лета Сергей Васильевич остался вдовцом с четырьмя детьми. Малютин перевез семью на другую квартиру – слишком тяжело было оставаться в этом доме. В Московском Училище Малютин вел начальный класс, а с 1912 — класс жанра и портрета. Малютин пользовался у своих учеников любовью и уважением.
С начала 20 века много времени Малютин начинает уделять портрету. К ранним работам относятся портреты жены, детей, портреты — этюды крестьян, автопортреты. Портрет дочери художника Веры. 1909 Картон, пастель. 37 x 29 см С.-Петербург, Государственный Русский музей. В 1895 г. была написана картина «Ребенок в кресле», на которой изображен его сын. Картина была приобретена П.М. Третьяковым для своей галереи.
Его портреты отличаются необычайным сходством с моделью, но главное для художника было уловить характер человека.

С 1910 года Малютин начинает серию портретов деятелей русской культуры, которую он продолжил и в советское время. Им создано около 300 портретов. Портреты Малютина – это документы эпохи. Эти произведения дали художнику право на звание одного из лучших портретистов русской реалистической школы.

В 1913 году Малютину было присвоено почетное звание академика живописи.
С 1918 г. до 1923 г. Малютин преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС)

После революции 60-летний художник пишет портреты людей новой эпохи. Он запечатлевает рабочих и воинов Красной Армии. Он пишет портреты ученых, изобретателей, врачей, инженеров (1919 г. – портреты инженеров Г.П. Перидерия и Ю. И. Успенского.) Малютин участвовал в создании «Окон сатиры РОСТА» (серия специфических агитационных плакатов, созданная советскими художниками и поэтами, работавшими в Российском телеграфном агентстве — РОСТА) Малютин являлся одним из первых членов-организаторов Ассоциации художников революционной России. Первые заседания проходили у него на квартире.
В 1922 г. создан портрет Д.А. Фурманова – комиссара и начальника политуправления Туркестанского фронта. После смерти Ленина он создает его портреты.

В 1927 г. Малютин вошел в художественную группу «Объединение художников-реалистов», где состоял до 1931 г.

В 1934 году состоялась персональная выставка С.В. Малютина в связи с 75-летеим художника и 50-летием его творческой деятельности.
В 1936 г. к выставке «XX лет Рабоче-крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота» Малютин пишет картину «Красный партизан»

Последняя работа 79-го художника – портрет профессора В.Д. Шервинского, написанный в 1937.

Сергей Васильевич Малютин умер в 1937 году в ночь с 5 на 6 декабря.

 

Источник:
1.  http://home-old-book.ru/sergey-vasilevich-malyutin.html