Гавриил Горелов

3 апреля – 140 лет со дня рождения
1880 – 1966


«Я родился 22 марта 1880 года в Московской губ., Клинского уезда, Калеевской волости, в селе Покровском, в крестьянской семье. С ранних лет любил рисовать. 8 лет поступил в школу, по окончании которой был отдан в ученье к иконописцу. С 15 лет уже жил самостоятельно, работал у подрядчиков, а заработанные деньги посылал родным, впоследствии на свой же заработок и учился. В 18 лет поехал держать экзамен в Пензенское художественное училище, где директором был К. А. Савицкий. Окончил его в 1903 г. и поступил по рекомендации училища в Академию художеств без экзамена. Из классов через полгода был принят И. Е. Репиным в свою мастерскую. Находясь в классах и мастерской, участвовал и получал премии на конкурсах Академии художеств и давал работы на Всероссийский конкурс Общества поощрения художеств. За работу «Колокола на пушки» получена в 1906 г. 1 премия. В 1907 г. за картину «Степан Разин на пути в Москву» — юбилейная премия, как за лучшее произведение конкурса, что дало мне возможность поехать за границу. В1908 г. была присуждена мне 1 премия за картину «Осмеяние еретиков», которая в 1909 году на Международной выставке в Мюнхене удостоена золотой медали. За неё же в 1910 году на Весенней выставке получена 1 премия имени А. И. Куинджи. В 1908 г. получена 1 премия за картину «Осмеяние трупа Ивана Милославского», которая была снята царским правительством с Международной выставки в Риме. Картиной «Чудо при погребении Александра Невского» в 1911 году окончил Академию художеств с заграничной командировкой, где пробыл год и написал ряд работ на тему «Оргия в апартаментах папы Александра VI Борджиа», за которые мне была присуждена вторая заграничная командировка. Перед отъездом за границу заключил договор с издателем Кнебелем написать 20 исторических картин, исполнены были 12, война 1914 г. помешала издать их. По приезде из — за границы в 1914 году преподавал в Харьковском художественном училище и работал для издательства Кнебеля. В начале 1916 года переезжаю в Петроград и пишу панно «Возвращение Дианы с охоты». Участвовал на выставках «Передвижной», «Весенней» и за границей.
Великая Октябрьская Социалистическая Революция дала мне возможность откликнуться на темы: «Крестьянское восстание в деревне», «Революция в деревне», а в годовщине оформлял площади в Петрограде и там же в столовой Трубочного завода в 1918 году написал панно «Взятие Зимнего дворца». В1919 году участвовал на конкурсе «Великая Октябрьская Социалистическая Революция» тремя картинами и получил две премии II и III за картины: «Крестьянское Восстание» и «Революция в деревне», а третья «Взятие Зимнего дворца» была приобретена в Музей Революции в Петрограде. В 1920 году работал над темой, «Степан Разин» и писал панно к Октябрьским торжествам. С 1921 года по 1924 год преподавал рисование в школе 9-ти летке для беспризорников Волоколамского Детгородка, где организовал художественную студию. Участвовал на конкурсе памятника тов. Свердлова и получил II премию. В это же время работал над темами: Палеотический, неолитический и бронзовый век, при работе над ними все время пользовался консультациейтов. Городцова и др. научных, сотрудников Исторического музея. Названные темы мне хотелось видеть в монументальных картинах на стенах Исторического музея. Предлагал, труд свой выполнить бесплатно, но в этом было отказано. (Отказ мотивировали тем, что картины будут отвлекать внимание посетителя музея от экспонатов). В 1924 году переезжаю в Москву, преподаю в школе 9-ти летке «Возрождение», работаю в Музее Революции и пишу картины для выставки АХРР «Степан Разин на Волге» и для музея Революции «Призыв Разиным голытьбы». В 1925 году мною были написаны в музей Революции три картины: «Пугачев творит суд в Казани», «Казнь Пугачева» и «Расправа с пугачевцами». С 1925 г. по 1927 г. был заведующим музея быв.Донского Монастыря и написал «Похороны Вождя» и «9 января» для выставок АХРР. С 1927 года я исключительно отдаю себя творческому труду — для музея ВЦСПС. Мною написаны: «Похороны В. И. Ленина на Красной площади», «Крестьянское восстание», «Ярцевский пожар». Для АХРР «Похороны В. И. Ленина в деревне». Для выставок РККА «Взятие Воронежа», «Партизаны Сибири», и «Разложение царской армии», «Бегство белых», «Красноармейцы в Третьяковской галерее» — была на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Для выставки индустрии Социализма написаны: «Просмотр членами правительства проекта дворца Советов», «Экскурсия в Третьяковской галерее», получившая серебряную медаль на международной выставке в Париже, «Портрет т. Артюхова». Для Пищепрома «Свиносовхоз», для Сельскохозяйственной выставки панно «Колхозный пир», для Антирелигиозного музея «Вскрытие мощей», «Сокрытие ценностей» «Сожжение еретиков». В Исторический музей «Борьба Болотникова с Шуйским». В Уругвай и музей Тулы исполнены портреты И. B. Сталина, В Донбасс «Лучшие люди Донбасса в Третьяковской галерее перед картинойКасаткина „Шахтёры“» и «Литейный цех». Имел творческие командировки на Урал, Северный Кавказ, Донбасс, Днепрострой, где и написал ряд работ. В Горьком на заводе имени В. М. Молотова написал групповой портрет лучших людей завода. С 1937 по 1938 г. писал диораму «Чонгар» к панораме «Перекоп». Два раза ездил на места боев собирать материал. С 1937 по 1938 г. был преподавателем Художественного училища имени 1905 г. и летом в 1939 году руководил ИЗО студией имени Н. К. Крупской (от студии имею ценный подарок). Юбилейная выставка И. Е. Репина к столетию его рождения, устроенная в Третьяковской галерее навела на мысль изобразить экспозицию работ своего глубокочтимого и любимого учителя, написать пять композиций под названием «Экскурсии в Третьяковской галерее». С первых же дней Великой отечественной войны я приступил к писанию картин отображающих события войны: «Заседание Комитета Обороны» для музея Революции, «Подвиг т. Павловой», «Штыковой бой», «Партизаны», «Войска идут на фронт», «Партизаны в лесу», ряд портретов, «Куликовская битва», «Минин и Пожарский», «Александр Невский ведет псов рыцарей». В это же время работал над картиной «Восстание Болотникова» и «Первый призыв Минина» для комитета по делам искусств. В 1943 г. ездил в Тулу собирать материал для панорамы «Оборона Тулы». В 1945 году исполнено панно «Минин и Пожарский с новгородским ополчением» для дворца культуры города Златоуста. В1946 году «Ведут псов-рыцарей в Псков». В 1947 «Минин приветствует народ с победой», «Новгородское ополчение на пути к Москве». В 1948 году «Казнь Степана Разина» две картины. В 1949 году «Знатный сталевар завода „Серп и Молот“ М. Г. Гусаров с бригадой», «Знатный мастер прокатного цеха завода „Серп и Молот“ Субботин А.», «Знатный сварщик завода „Серп и Молот“ т. Хирин».
Участвовал на выставках: АХРР, РККА, Индустрии, в Нью-Йорке, в Париже и на всех выставках, устраиваемых комитетом по делам искусств. Работы имеются: в Государственной Третьяковской галерее, в Музее Революции, РККА, Антирелигиозном, в Русском музее и др. городах. Награждён медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «В память 800-летия Москвы». Мне в 1947 году Указом президиума Верховного Совета РСФСР присвоено почётное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1950 году постановлением Совета министров Союза ССР присуждена Сталинская премия».
Автобиография  Г.Н. Горелова из Википедии