125 лет со дня премьеры балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Впервые показанный на сцене Мариинского театра в декабре 1892 г. балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» стал традиционной новогодней сказкой, которую ставят во всём мире и которую любят и дети, и взрослые.

А между тем, это довольно сложный балет: и в плане сценического воплощения, и в плане музыки, которая тяготеет к хореографической симфонии. Балет «Щелкунчик» и опера «Иоланта», поставленные одновременно, считаются своего рода духовным завещанием П.И. Чайковского. В них звучит призыв к самоотверженности, верности, преданности и любви во что бы то ни стало. Стоит заметить также, что судьба балета была довольно противоречивой: огромный успех у публики — и страшная ругань критики. Возможно, именно поэтому довольно простой сюжет сказки, положенный на довольно сложную музыку, до сегодняшнего дня остаётся произведением, которое «открывают» снова и снова.

 

История создания балета

Иван Александрович Всеволожский (1835—1909) – русский театральный деятель, сценарист, художник, тайный советник, обер-гофмейстер. С 1881 г. он являлся директором императорских театров, в этой сфере провёл ряд важных организационных реформ. И хотя в упрёк ему ставят то, что в своей деятельности он ориентировался на вкусы придворно-аристократических кругов, пышности и внешней эффектности, он много сделал и для отечественной национальной музыкальной культуры: он заказал П.И. Чайковскому музыку к балетам «Спящая красавица» и «Щелкунчик», сам создавал либретто и эскизы декораций и костюмов к спектаклям, а, став директором Эрмитажа, привлёк к работе в Эрмитаже ряд молодых специалистов, которых Александр Бенуа объединил вокруг журналов «Художественные сокровища России» и «Старые годы». По инициативе И.А. Всеволожского на сцене Мариинского театра в Петербурге была поставлена опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин», в которой по просьбе Всеволожского были дописаны новые фрагменты для шестой картины оперы. Именно он подал мысль о сюжете оперы «Пиковая дама», всячески побуждая композитора к её написанию.
И.А. Всеволожскому Чайковским посвящен балет «Спящая красавица». «Щелкунчик» — балет в двух актах. Либретто создал М. Петипа по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (1816), но основой либретто явилась не сама сказка Гофмана, а её переложение А. Дюма-отцом.

Эрнст Теодор Гофман (немецкий писатель 24. I. 1776, Кёнигсберг, — 25. VI. 1822, Берлин). За свою не столь долгую жизнь внёс достаточно весомый вклад в мировую культуру. Без сомнения он был очень талантливым человеком, который прославился как писатель, художник и музыкант. Все его многочисленные увлечения помогли сформировать неординарную личность, развитую всесторонне, что находило отражение в его творчестве. Несмотря на то, что он родился в довольно преуспевающей семье, он с раннего детства сталкивался с семейными проблемами: его родители разошлись, когда ему и трёх лет не исполнилось. Он жил вместе со своей бабушкой и именно там он попал под влияние своего дяди, который оказался человеком умным и образованным. У дяди были явные интересы ко всему мистическому и таинственному, что передалось и племяннику. В конце концов, несмотря на все свои склонности к творчеству, молодой Гофман выбрал юриспруденцию, последовав по следам дяди, а после окончания университета пошёл на государственную службу. Позже он серьёзно увлекается литературой, в частности такими авторами как Шекспир, Руссо, Гроссе. В 1795 году он начинает писать свои первые романы, которые позже и принесли ему всемирную известность. А в 1799 году Гофман написал текст и музыку для зингшпиля «Маска». Это были его первые шаги в творчестве. В последующие годы она продолжает заниматься литературой и музыкой, начинает изучение натурфилософии. В его жизни были чёрные и белые полосы, он был знаком лично со многими известными и выдающимися людьми того времени, но при этом не всегда у него была постоянная работа. Например, в 1814 году Гофман начал рисовать антинаполеоновские карикатуры, чтобы заработать на жизнь. Но, возможно, именно такой богатый жизненный опыт, помноженный на огромный талант, и позволили ему создавать свои знаменитые шедевры.

Первая постановка балета «Щелкунчик»

Премьера балета состоялась18 декабря 1892 г. в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой «Иоланта». Роли Клары и Фрица исполняли учащиеся Петербургского Императорского театрального училища: Клара – Станислава Белинская, Фриц – Василий Стуколкин . Щелкунчик – Сергей Легат, фея Драже – Антониетта Дель-Эра, принц Коклюш – Павел Гердт, Дроссельмейер – Тимофей Стуколкин, племянница Марианна – Лидия Рубцова. Балетмейстер спектакля – Л. Иванов, дирижёр – Р. Дриго, художники – М. Бочаров и К. Иванов, костюмы – И. Всеволожский и Е. Пономарев.

Жизнь балета

Среди произведений позднего периода творческого пути П.И. Чайковского балет «Щелкунчик» занимает особое место: он является новаторским не только в силу музыкального воплощения, но и в трактовке героев. И хотя традиционно сюжет балета воспринимался как детская сказка, в нём существует глубокий философский подтекст: иллюзорность грани между явью и сном, живыми существами и неживыми предметами и игрушками, соотношение мира взрослых и детей, вечная борьба благородства и мелочного зла, сокрытая за маской чудачества мудрость, всепобеждающая сила любви. Музыка Чайковского так же, как и сюжет сказки, неисчерпаема. Эту сложность поняли лишь в XX в. После первой постановки балета (Л. Иванова) многие крупные балетмейстеры России обращались к нему: А. Горский, Ф. Лопухов, В. Вайнонен, Ю. Григорович, И. Бельский, И. Чернышев. Каждый из них учитывал опыт предшественников и предлагал свою оригинальную версию, соотнося с собственным пониманием музыки Чайковского свои эстетические приоритеты и запросы современности. До сих пор балет «Щелкунчик» остается притягательным для современного театра и зрителя.

Интересные факты балета.

Во время первого исполнения произведения «Щелкунчик» 18 декабря 1892 года в Санкт-Петербурге в Мариинском театре, зрители были шокированы силой исполнения и мощью звучания такой музыки. В особенности слушателей поразил музыкальный инструмент челеста.   В Мариинском театре и не только в нем именно с премьеры «Щелкунчика» зародилась традиция выставлять в качестве второстепенных героев балетного спектакля учеников различных хореографических училищ.   Для спектакля балета «Шелкунчик» используется 150 различный костюмов. «Кофейный» танец, которые исполняют разные столовые приборы, был создан на основе традиционной колыбельной мелодии Грузии.   В Мариинском театре, чтобы установить декорации, наложить артистам грим, помочь им с переодеванием костюмов, установить свет и так далее, требуется за кулисами 57 работников.