Угрюмов Григорий

 11 мая 255 лет со дня рождения
Угрюмова Григория Ивановича
(1764 – 1823г.г. )

Григорий Иванович Угрюмов — исторический живописец и портретист; представитель классицизма.

Родился 11 мая 1764 в Москве в семье купца-жестянщика родом из села Норского Ярославской губернии Ивана Михайловича Угрюмова, депутата Комиссии по составлению проекта Нового Уложения. Крещён в сохранившейся до сих пор Успенской (Пятницкой) церкви, в которой была сохранена плащаница его работы.

Был принят в 1770 г. в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Главным наставником его был Д. Г. Левицкий. По окончании академического курса в 1785 г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785, ГРМ), Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счёт в чужие края для своего усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790 г. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии.

Получил звание «назначенного в академики» (1797). Звание академика получил (1797) за картину «Испытание силы Яна Усмаря» (ГРМ).

Программа картины: «На ратном поле в присутствии великого князя Владимира Российского воина меньший сын показывает опыт своей необычайной силы над разъяренным быком, которого на всем бегу ухватив за бок рукой, вырывает кожу и мясо колико захватил».

Будучи вскоре после того возведён в адъюнкт-профессоры, состоял им до 1800 г., в котором повышен в профессоры. С 1800 г. стал заседать в совете Академии. Наконец, в 1820 г. был сделан ректором исторической живописи. Почетный член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

В продолжение своей деятельности пользовался в России громкою известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I; по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, каковы Троицкий собор Александро-Невской лаврыМихайловский замок и Казанский собор в Санкт-Петербурге, собор в Одессе и пр. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Зосима и Савватий», два архангела на южной и северной дверях иконостаса) и церквах лейб-гвардии Финляндского полка и бывшей Московского. Угрюмов искусно писал портреты, каковы, например, портреты купца И. В. Водовозова и доктора И. К. Каменецкого.

Как преподаватель, он имел большое влияние на успехи русской живописи, дав образование многим замечательным художникам, в том числе А. А. ИвановуД. ИвановуВ. ШебуевуА. ЕгоровуО. А. Кипренскому и др.

Скончался в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском кладбище.

Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне

Избрание М. Ф. Романова на царство
Взятие Казани Иваном Грозным

Ссылка:http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1390-ugryumov.html