Татьяна Алексеевна Маврина (1902 — 1996)

20 декабря — 115 лет со дня рождения Т. А. Мавриной, российской художницы, графика, иллюстратора произведений А.С.Пушкина, лауреат премии Х.К.Андерсена и Государственной премии СССР.

Детство Т. А. Мавриной прошло в Нижнем Новгороде. Детей было четверо, и воспитывали их, как полагалось в интеллигентных семьях: чтение и рисование, обучение музыке и языкам, внимание к фольклору и народному искусству, которые, казалось, окружали и пронизывали всю жизнь. От этих лет сохранились альбомчики-тетради, которые делали дети в семье Лебедевых. Это была игра в рукописный журнал. В 1921 году Маврина уже точно выбрала изобразительное искусство — поступила во ВХУТЕМАС, где училась у Р.Р. Фалька, Н.В. Синезубова, Г.В. Федорова. Позже художница вспоминала об этом времени как о счастливейших годах своей жизни. Окончив ВХУТЕМАС в 1929 году, она вступила в объединение Группа «13», стала участником выставок объединения. В 1930-е годы Маврина занималась живописью, писала акварели, делала рисунки. Многие ее работы этого времени близки французским постимпрессионистическим течениям. Последняя живописная работа Мавриной на холсте масляными красками была написана летом 1942 года («Танцы на веранде клуба»). То, что началось после этой картины Маврина называла своей новой жизнью. После войны художница вновь открыла для себя мир народного творчества. Она не только любила и собирала иконы, глиняные игрушки, подносы и вышивки — со своим мужем, художником Н.В. Кузьминым, она собрала великолепную коллекцию — Маврина сама делала копии лубков и прялок, расписывала туески, старинные подносы и бутылки, вживалась в образ народного мастера. Она создала свой собственный, «мавринский» почерк — декоративный, лихой, основанный на принципах народного примитива. В 1950-60-е годы художница совершала многочисленные поездки по русским городам, делала зарисовки и эскизы для будущих работ. Любимой темой стала природа, «земля и небо». Особое место в творчестве художницы занимают ее жизнерадостные и всегда солнечные иллюстрации к детским книжкам. Выполненные, как всегда, в народном стиле они великолепно подходят к сюжетам русских сказок. В 1969 году выходит в свет изумительная по красочности и богатству фантазии «Сказочная азбука» Мавриной.

От начала и до конца она сделана художницей почти без пояснительных подписей, ибо весь смысл заключён в самих иллюстрациях. В каждой букве – свой маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и сердечности как и всё искусство художницы Маврина родилась и выросла на Волге, в Нижнем Новгороде, большую часть своей жизни провела в Москве. Окрестности Москвы, Подмосковье, большие и малые города, деревни, лежащие по берегам русской реки в её верхнем и среднем течении до слияния с Окой – все эти места стали объектами художественного мастерства Мавриной. За несколько десятилетий работы собрался обширный цикл выполненных в технике акварели, гуаши, темперы пейзажей, получивших название «Сказка. Родина. Красота», за который художница была удостоена Государственной премии СССР. Лучшие из работ цикла вошли в альбом «Пути-дороги». Пейзажи Мавриной далеки как от примитивной стилизации так и от упрощенной «экзотики». Нельзя видеть в них и только поверхностное сходство с декоративными приёмами народной росписи. Самое важное в её пейзажах – дух, мировосприятие, мажорность, свойственные народному искусству. Жизнерадостное, звонкое, неповторимое творчество Татьяны Алексеевны Мавриной – не только свидетельство её самобытного таланта, но и одна из ярких страниц современного искусства органично сочетающего вечно живые традиции с истино новаторскими поисками.