Рудольф Хамитович Нуреев

17 марта 80 лет со дня рождения

(1938 – 1993)

Русский артист балета, балетмейстер

 

Рудольф Нуреев родился в поезде, направлявшемся во Владивосток, между Иркутском и Слюдянкой 17 марта 1938 года. Согласно документам КГБ СССР, по национальности татарин. Его отец, Хамит Фазлеевич Нуреев (1903—ранее 1985), был родом из деревни Асаново Шариповской волости Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне Уфимский район Республики Башкортостан), татарин, мать — Фарида Аглиулловна Нуреева (Аглиуллова) (1907—1987), родилась в деревне Татарское Тюгульбаево Кузнечихинской волости Казанской губернии (ныне Алькеевский район Республики Татарстан.

Вскоре после рождения Рудольфа отец получает назначение в Москву. В 1941 году Рудольф с матерью оказались в эвакуации в Башкирской АССР. Начал танцевать в детском фольклорном ансамбле в Уфе, занимался в Доме культуры у петербургской балерины Анны Удальцовой, находившейся там в ссылке. В 1955 году, несмотря на большое отставание по возрасту, был принят в Ленинградское хореографическое училище, учился в классе Александра Пушкина. Жил дома у своего педагога, так как не смог ужиться в интернате — другие ученики дразнили и обзывали его, считали деревенщиной.

После выпуска в 1958 году благодаря прима-балерине Наталии Дудинской остался в Ленинграде и был принят в театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Дебютировал на сцене как партнёр Дудинской в балете «Лауренсия», исполнив партию Фрондосо.

16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, по решению КГБ «за нарушение режима нахождения за границей» был снят с дальнейших гастролей труппы Кировского театра в Лондоне, но отказался вернуться в СССР, став «невозвращенцем» — первым среди артистов. В связи с этим был осуждён в СССР за измену родине и приговорён заочно к 7 годам заключения.

Первые выступления Рудольфа на Западе состоялись в Париже, в Театре Елисейских Полей — он исполнил партию Голубой птицы в балете «Спящая красавица» в труппе маркиза де Куэваса и сразу имел огромный успех. 29 июля, на закрытии последнего парижского сезона труппы, он исполнил главную партию в этом спектакле, станцевав по одному акту с прима-балеринами труппы Ниной Вырубовой, Розеллой Хайтауэр и Лиан Дейде.

Так как Франция отказалась дать ему статус политического беженца, Нуреев сначала переехал в Данию, где танцевал в Королевском балете Копенгагена. 2 ноября 1961 года он дебютировал в Лондоне, исполнив вместе с Розеллой Хайтауэр па-де-де из балета «Лебединое озеро» — вскоре после чего получил ангажемент в Королевском балете Великобритании. Более пятнадцати лет Нуреев был звездой лондонского Королевского балета и являлся постоянным партнёром английской балерины Марго Фонтейн. Также танцевал с Иветт Шовире, Карлой Фраччи.

Будучи также премьером Венской оперы, получил австрийское гражданство. Выступал по всему миру, работая чрезвычайно интенсивно. Нередко давал по 200 выступлений в год, в 1975 году число его выступлений достигло трёхсот. Участвовал в классических и современных постановках, много снимался в кино и на телевидении, ставил балеты и делал собственные редакции классических спектаклей

Выставка приуроченная к 80-летию со дня рождения Рудольфа Нуреева. В 2018 году также исполняется 25 лет со дня смерти танцовщика. Редчайшие снимки, представленные на выставке, – это лишь часть объемного фотографического материала, который вошел в альбом «Рудольф Нуреев. Последний визит». Книга вышла в свет в начале нынешнего года, и в рамках открытия выставки Валентин Барановский лично представит это уникальное издание.

Рудольф Нуреев был культовым танцовщиком ХХ века, его имя еще при жизни было окутано легендами, а слава – безгранична. Она сопровождала артиста почти со школьных лет. Всего три года после окончания Ленинградского хореографического училища имени Вагановой Рудольф Нуреев танцевал в знаменитой труппе Кировского театра. Но за это короткое время стал кумиром взыскательной ленинградской публики.

Эмигрировав и став «невозвращенцем» в годы холодной войны, артист смог вернуться в Ленинград лишь спустя 28 лет, когда, наконец, рухнул «железный занавес». Для Нуреева это время было годами триумфа. Он танцевал на самых престижных сценах мира, получал самые высокие гонорары, был руководителем Парижской оперы. Но всегда помнил о родной школе на улице Зодчего Росси и о сцене Кировского театра – свидетельнице его первых больших успехов.

Ленинградские зрители тоже помнили своего кумира. Когда Рудольф Нуреев в дни своего последнего визита в Ленинград выступил в спектакле «Сильфида», зал был переполнен. Для самого танцовщика это было прощание с любимым со времен юности городом, со сценой, на которой начиналась его карьера.

Рудольф Нуреев посетил хореографическое училище, встретился с бывшими учителями и коллегами. За каждым шагом артиста, от его встречи до прощания в аэропорту Пулково, следил объектив известного фотографа Валентина Барановского. Эти фотографии бесценны, поскольку имеют не только художественное, но и историческое значение.

Валентин Барановский – самый известный фотограф в балетных кругах России. Его фотоархив уникален. В нем отражено все, что происходило в ленинградском-петербургском балете в последние десятилетия, и все, кто выходил на прославленную сцену в эти годы. Работы Барановского стали основой изобразительного ряда книг, брошюр, альбомов, изданных во многих странах. Фотограф удостоен престижной премии «Душа танца», учрежденной журналом «Балет» (в номинации «Пресса»).