Клодта Михаила Константиновича

11 января – 185 лет со дня рождения

Клодта Михаила Константиновича (Клодт фон Юргенсбург) (1832-1902)

Выдающийся русский художник-пейзажист. Племянник Петра Карловича Клодта — выдающегося русского скульптора, педагога.
В 1851-1858 учился в Петербургской Академии художеств, по окончании которой был послан пенсионером за границу. Работал в Швейцарии в Сев. Франции.
В 1861 до окончания срока пенсионерства вернулся в Россию. В том же году получил звание академика за картины «Ночной вид в Нормандии» и «Вид реки Аа».

В традициях демократического направления русского искусства Клодт создал реалистические пейзажи: «Большая дорога осенью» (1863), «Вечерний вид в Орловской губернии», за который в 1864 получил звание профессора, «Закат солнца в Орловской губернии» (1867) и др. Клодт был членом учредителем Товарищества передвижников, пребывание в котором содействовало укреплению в его искусстве демократических и реалистических тенденций, развитию интереса к темам и образам крестьянской России. Для произведений Клодта характерны скрупулезный реализм изображения, безукоризненный рисунок с тщательной проработкой деталей, великолепное мастерство перспективных решений, строгость и стройность композиции, умение «одушевить» природу присутствием человека. Его живописная манера тщательна в предметах переднего плана и более широка и обобщающая в изображении отдалённых планов и неба с облаками.

Ночной вид в Нормандии

Вид в долине реки Аа вЛифляндии

Большая дорога осенью

Вечерний вид в Орловской губернии

На пашне

Картина «На пашне» (1871), представленная на I Передвижной выставке, вызывает невольные ассоциации со знаменитым полотном А.Г.Венецианова. Однако образ природы в ней приобрёл невиданную ранее эпическую широту не только по содержанию, но и по выразительным средствам. Вытянутый по горизонтали формат, снижение линии горизонта, мерный ритм удаляющихся от зрителя полос распаханной земли позволили художнику создать впечатление панорамного изображения с беспредельным пространством. Художнику удалось тонко передать ощущение теплого весеннего дня, пронизанного ярким солнечным светом. С Венециановым роднит его лишь ощущение радости крестьянского труда, плодовитой щедрости природы.
Другие работы Клодта, наряду с интересом к пространственным эффектам, содержат попытку в обобщённой форме показать своеобразие, неповторимость красоты русского пейзажа, всегда эмоционально окрашенного присутствием человека («Вечерний вид в Орловской губернии», 1874, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск).

Лесная даль в полдень

В 70-х гг. 19 в. под воздействием творчества И.И. Шишкина в искусстве Клодта нарастают эпические мотивы в трактовке русской природы («Лесная даль в полдень» 1878, и др.).
В 1879 году Клодт порвал с передвижниками, не сумев до конца принять их негативное отношение к академическому художественному методу. После ухода из Товарищества его искусство постепенно угасало.С 1873 г. Клодт преподавал в пейзажном классе Академии.
29 мая 1902 года Михаил Константинович Клодт умер. В коротеньком некрологе говорилось: «Для своего времени М.К. Клодт был выдающимся по талантливости художником, и его имя никогда не перестанет иметь немаловажное значение в истории русской пейзажной живописи – особенно как художника, горячо любившего русскую природу и изумительно знавшего ее». Все, что находилось в крохотной квартирке Михаила Константиновича, было продано за долги – выручка оказалась мизерной, потому что продавать, по существу, было нечего. Оставались еще картины, но они не годились для продажи, потому что одни полотна были не окончены, а другие – изрезаны на куски.