Винсент Ван Гог

Родился 30 марта 1853 г. в глухой деревушке Грот-Зюндерт в семье пастора.

В 1869—1876 гг. служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 г. работал учителем в Англии.

В 1878— 1879 гг. был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров; защита их интересов привела Ван Гога к конфликту с церковными властями.

В 80-х гг. XIX в. он обращается к искусству, посещает художественную академию в Брюсселе (1880—1881 гг.) и Антверпене (1885— 1886 гг.). Ван Гог с увлечением рисует обездоленных рабочих людей — шахтёров Боринажа, позже — крестьян, ремесленников, рыбаков, жизнь которых наблюдал в Голландии в 1881— 1885 гг.

Уже в тридцатилетнем возрасте Ван Гог решил посвятить себя живописи. Он создал серию картин, изображающих простых людей и выполненных в тёмных, мрачных тонах («Крестьянка», «Едоки картофеля», обе 1885 г.). В начальный период творчества художник сделал также множество рисунков, на которых предстают человеческие фигуры, и пейзажей (болота, пруды, деревья, зимние дороги и др.). В них ощущается влияние французского живописца и графика Ж. Ф. Милле.

С 1886 г. Ван Гог живёт в Париже, где приобщается к исканиям А. де Тулуз-Лотрека, П. Гогена, К. Писарро. Благодаря этим первым контактам в его палитре появляются светлые тона, свет и цвет начинают играть в картинах более важную роль.

Под воздействием живописи Ж. Сера художник какое-то время пишет отдельными мазками дополнительных цветов, однако скоро переходит к простому и яркому выражению цвета. В этом Ван Гог следует примеру Э. Бернара и Л. Анкетена, черпающих вдохновение в витражах, где чёткие цветовые плоскости разграничены свинцовыми перегородками, а также в «удивительной чёткости» и «уверенном рисунке» японских гравюр («Мост через Сену», «Портрет папаши Танги», обе 1887 г.).

В феврале 1888 г. Ван Гог уезжает на юг Франции, в Арль. Здесь он создаёт пейзажи, сияющие радостными, солнечными красками юга («Жатва», «Долина Ла-Кро», «Рыбачьи лодки в Сент-Мари», «Красные виноградники в Арле», все. 1888 г., и др.), одухотворяет своим темпераментом обычные предметы («Спальня Ван Гога в Арле», 1888 г.), иногда поддаваясь приступам одиночества и меланхолии («Ночное кафе в Арле», 1888 г.).

В октябре к художнику приезжает Гоген. Под его недолговременным влиянием Ван Гог пишет «Танцевальный зал». Два художника часто и яростно спорят; одна из таких сцен заканчивается тем, что Ван Гог в безумии калечит себя, отрезав ухо. Друзья расходятся.

Цвет в работах Ван Гога становится ещё ярче, импрессионистское мерцание уступает место практически монохромным картинам, на которых предстают то бесконечные пляжи, то широкие борозды полей — одновременно и цвет, и предметная форма. Ван Гог обращается к свету, который не может быть назван просто дневным, — в нём есть несомненный оттенок сверхъестественного, художник ищет всё более правдивое выражение тайны человеческого существа и болезненной жаждой духовности выделяется из общего течения импрессионизма.

Напряжение сил и длительные этюды под испепеляющим арлезианским солнцем привели к тому, что последние годы жизни Ван Гога осложнились приступами душевной болезни. 1889—1890 гг. он проводит в больнице в Арле, затем в Сен-Реми и Овер-сюр-Уаз, где 29 июля 1890 г. кончает жизнь самоубийством.

Произведения последних двух лет дышат тёмным, тяжёлым настроением («У врат вечности», «Дорога с кипарисами и звёздами», «Пейзаж в Овере после дождя», все 1890 г.).

Творческая жизнь художника продолжалась недолго — около десяти лет, но за это время было создано примерно 2200 произведений.