Антонио Вивальди

4 марта – 340 лет со дня рождения

1678 – 1741 гг.

Антонио Вивальди — выдающийся итальянский композитор, дирижер и педагог; скрипач-виртуоз, а также католический священник; создатель жанра инструментального концерта. Родился в Венеции 4 марта 1678 года в семье скрипача капеллы Святого Марка. С детства уроки музыки давал будущему музыканту как раз отец. Позже он брал уроки у Дж. Легренци. В возрасте 15 лет он был принят в монахи, а еще через десять лет посвящен в духовный сан. Отец привлек Антонио к работе в своей капелле, которую тот позже возглавил. В церкви будущий композитор прослужил недолго, так как его манила музыка.

У четы Вивальди было шестеро детей, старшим из которых был Антонио. В детстве он увлекался игрой на клавесине и скрипке. Ссылаясь на плохое самочувствие, он часто оставался дома и репетировал. С 1703 года он работал учителем музыки по классу скрипки в Венецианском доме сирот. Через несколько лет, однако, его уволили из-за повальных сокращений, а в 1711 году вновь восстановили. В 1716 году он был назначен концертмейстером оркестра «Пьета». Между тем, каждый год он успевал писать по одной опере и общественная слава о нем росла.
К его работам относились оперы «Оттон», «Нерон» и др. Но самыми продуктивными в жизни преуспевающего композитора стали 1720-е годы, когда он издал цикл под названием «Искус гармонии и инвенции», по другим источникам «Опыт гармонии и изобретения». В него вошли знаменитые «Времена года». Несмотря на то, что композитор создавал каждый опус («Весна», «Лето», «Осень», Зима») по отдельности, в современной аранжировке их играют как один концерт. Вивальди был недоволен своими гонорарами, поэтому после этого он перестал издавать новые опусы.
К концу 1735 года он вернулся к былой должности концертмейстера, а через три года его уволили из оркестра за частые путешествия. После его отстранения оперные постановки перестали пользоваться успехом. В 1740 году композитор уехал навсегда из Венеции и поселился в Вене. Через год, покинутый и забытый всеми, он умер. Его нищенски похоронили и долгое время не вспоминали даже имени. Несмотря на это, творческое наследие музыканта составляло более 19 опер и 700 других опусов. Главным в его творчестве оставался жанр инструментального концерта.