Александр Сергеевич Даргомыжский

14 февраля 205 лет со дня рождения

1813 – 1863 гг.

         Александр Сергеевич Даргомыжский родился (2) 14 февраля 1813 года в селе Белевского уезда, Тульской губернии. Как и многие дворянские дети, получил прекрасное домашнее образование – играл на фортепиано и скрипке, брал уроки вокала. По настоянию отца уже в 14 лет поступил на государственную службу и мог бы сделать карьеру чиновника, но его жизнь перевернула встреча с Михаилом Глинкой.

Под влиянием знакомства с М.И. Глинкой, которое состоялось в 1835 году, избрал путь композитора. Уже ранние произведения Даргомыжского свидетельствуют о самобытном претворении им традиций Глинки. Даргомыжский наряду с Глинкой — основоположник русской классической школы. Его центральное произведение — опера «Русалка» знаменовала рождение нового жанра, народно-бытовой психологической музыкальной драмы. Даргомыжский впервые воплотил в музыке тему социального неравенства («Русалка», ряд романсов). Даргомыжский обогатил жанры вокальной лирики: песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник». Его инструментальные произведения (пьесы для оркестра «Баба-Яга», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия») уступают по значению операм и романсам, но содержат некоторые приёмы, развитые впоследствии русскими композиторами. В своём творчестве Даргомыжский основывался на методе так называемого интонационного реализма. Его девизом было: «Я не намерен низводить …музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Созданию конкретного индивидуального образа служило воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Наиболее радикально осуществлен этот принцип в опере «Каменный гость», которая почти полностью основана на мелодизированном речитативе. В опере решена и другая новаторская задача: музыка написана на неизмененный текст литературного произведения. Даргомыжский наметил новые пути в оперном и камерно – вокальном жанрах. Помимо сочинения музыки он занимался и музыкально-общественной деятельностью. В 1859 году Даргомыжский был избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время сблизился с группой молодых композиторов, известной впоследствии под названием «Могучая кучка», а также участвовал в работе сатирического журнала «Искра» с 1859 году стал членом комитета РМО, участвовал в разработке проекта устава Петербургской консерватории. Умер Александр Сергеевич Даргомыжский (5) 17 января 1869 года в Петербурге, где и был похоронен на Тихвинском кладбище, в Некрополе мастеров искусств, неподалеку от его друга и сподвижника Глинки.

Опера «Русалка», над которой Даргомыжский работал с перерывами с 1845 по 1855, открыла новое направление в русском оперном искусстве. Это лирико-психологическая бытовая драма, ее самыми замечательными страницами являются развернутые ансамблевые сцены, где сложные человеческие характеры вступают в остроконфликтные взаимоотношения и раскрываются с большой трагической силой. Первое представление «Русалки» 4 мая 1856 в Петербурге.