Настроиться на Шопена ГАЗЕТА «НОВОКУЗНЕЦК», ВЫПУСК №51 (1099) . Статья от 24.12.2020

Как известно, в рамках реализации регионального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» на протяжении всего этого года в Детские школы искусств, музыкальные школы поступили десятки новых музыкальных инструментов. Напомним, 1 марта 2019-го на официальном открытии Женского форума «Роль женщин в развитии промышленных регионов» в Новокузнецке заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец вручила Губернатору Кемеровской области Сергею Цивилёву сертификат на покупку за счёт федеральных средств 82 пианино отечественного производства в детские школы искусств и музыкальные школы. В департаменте области подчеркнули, что Кузбасс – один из первых регионов в стране, куда поставлены инструменты в рамках совместной программы Минпромторга и Минкультуры России.

Мастер своего дела

Одними из первых в Новокузнецке новые инструменты получили в Детской школе искусств №48, в которой работает известный не только в городе, но и в Кузбассе мастер-настройщик клавишных инструментов, член Союза музыкальных мастеров Сибири Владимир Слободчиков. В своей редкой, считающейся уже вымирающей профессии Владимир Васильевич около 40 лет. Мастер востребован не только в родной ДШИ, его приглашают в другие музыкальные школы, а также в концертные залы, куда приезжают именитые и не очень музыканты-гастролёры. Владимиру Слободчикову можно доверить самый редкий инструмент. Чтобы повысить своё мастерство, он каждый год посещает семинары, проходящие в Новосибирске. Общается также по Интернету, делясь нюансами профессии со своими коллегами из Германии, Канады, Греции. Мастер знает, какой музыкальный инструмент посоветовать. Так с лёгкой руки Владимира Васильевича в ДШИ №48 и другие школы искусств города и стали поступать клавишные инструменты известных марок и производителей.

С корабля на бал

Мечта быть настройщиком родилась у Владимира Слободчикова в детстве. Он однажды услышал, как на школьном концерте играет на фортепиано его одноклассница, и заворожённый музыкой поклялся себе, что будет играть также. Этому сопутствовали семейные обстоятельства. Дед мальчика Максим Сергеевич был уникумом от природы. Обладая абсолютным слухом, играл на всех инструментах и на слух мог подобрать любую мелодию. Эти качества передались внуку Владимиру, которого родители попытались записать в городской Дом пионеров, чтобы тот учился игре на баяне. Но неудачно: инструмент оказался выше роста мальчика. «Вот подрастёшь, тогда и придёшь!», – сказали ему в Доме пионеров. Свою мечту заниматься музыкой и музыкальными инструментами тот не оставил. После армейской службы в авиационных войсках научился с помощью самоучителя играть на баяне. И настолько виртуозно играл, что его пригласили в знаменитый в городе и в области оркестр русских народных инструментов под руководством Ивана Павлова, во Дворец культуры Кузнецкого металлургического комбината. Именно Иван Васильевич предложил молодому баянисту поступить в музыкальное училище. Владимир в свободное время играл в оркестре, учился, а попутно работал на телефонной станции старшим электромехаником. Руководитель оркестра и предложил Владимиру поработать настройщиком, определив ему в учителя профессионала – Анатолия Фёдоровича Тырышкина. Урок занял не более двух часов. Мастер поначалу проверил слух ученика и умение владеть инструментами, держать в руках настроечный ключ. «Ну, а дальше сам! Есть нужная литература. Хочешь быть настройщиком – будешь!» – на этом передача мастерства завершилась. Для того чтобы воплотить урок на практике, ученика Слободчикова послали на вакантное место в 6-ю музыкальную школу (ныне ДШИ №48). «Так, я, как с корабля на бал, и попал сюда!», – пояснил Владимир Васильевич. Через месяц он успешно сдал экзамен по настройке инструментов, который принимала комиссия в составе директора, парторга и завуча школы.

«Учитесь сами играть!»

– Главное для настройщика не только иметь хороший слух. В нашем деле нужна интуиция, которая появляется только у того, у кого большой опыт работы. Необходимо владеть столярным и слесарным делом, уметь держать в руках разные инструменты. Лично мне облегчило работу то, что я умел починить многие механизмы – от швейной машинки до самолёта. Кроме того, у меня было много патентов на изобретения, которые я получил, работая на телефонной станции. Изобретательская жилка и смекалка нужны при регулировке и ремонте клавишных инструментов, – отмечает Владимир Васильевич. — Спустя несколько лет, начал проходить в Новосибирске семинары для настройщиков. Вёл их известный японский мастер с мировым именем Шугуру Ямомото.

Кроме всей этой механики, как поясняет Владимир Васильевич, профессиональному настройщику надо ещё владеть игрой на фортепиано. Уметь играть, чтобы чувствовать строй и регулировку инструмента. Лично он, чтобы настроить пианино или рояль, играет сочинения Шопена. А до этого были произведения Баха. «Я молодым настройщикам наказываю: чтобы хоть что-то понимать в настройке – учитесь играть на инструменте!», – говорит Владимир Васильевич, профессионал такого класса, что однажды ему предложили работать настройщиком в Государственном академическом симфоническом оркестре под управлением Евгения Светланова, а также в высших московских музыкальных вузах. Подобное предложение пришло новокузнечанину после посещения нашего города советским и российским музыковедом Святославом Белзой. С Владимиром Слободчиковым он познакомился во время выступления в ДШИ №48 (в те годы в музыкальной школе №6). Но новокузнецкий мастер по семейным обстоятельствам от предложения столичных вузов и известного маэстро отказался.

Нужно базовое основание

В настоящее время работы у Владимира Васильевича много, поскольку во всех музыкальных школах города проблема одна – почти у всех клавишных инструментов давно вышел срок эксплуатации. «Все они, а в каждой школе по 20 пианино и роялей, дышат на ладан. Изношены механизмы, чувствуется усталость металла, от этого рвутся струны. Заменить каждый инструмент на новый у города нет средств, так как стоимость пианино варьируется от 400 до 800 тысяч рублей, роялей – от 5 до 16 миллионов», – сетует настройщик. И добавляет: «Для ремонта клавишных инструментов требуется помещение – общая ремонтная база со станками, инструментами, запчастями. Сегодня я хожу по школам, где мне негде заняться ремонтом, и потому иным школам приходится отказывать в настройке», – замечает Владимир Васильевич.

Для того чтобы хоть как-то выходить из создавшейся ситуации, настройщик Слободчиков вынужден за собственный счёт содержать мастерскую в хозяйственных постройках своего частного дома. Ведь к нему обращаются за помощью в том числе и известные музыканты-гастролёры! «Будь у нас в городе объединённая для всех школ ремонтная база со своей слесарной и столярной мастерской, я бы все инструменты восстановил, привёл в полный порядок. Они ещё лет 40 бы прослужили», – говорит Владимир Васильевич.

Пожаловался мастер редкого в наше время дела и на скудную тарификацию его интеллектуально-физического труда: «Она, как у дворника – 4–5 тысяч рублей за категорию. А учиться приходится почти всю жизнь. Вот и не идёт молодёжь в нашу профессию! Кроме того, чтобы передавать мастерство и опыт, нужна и учебная база, которой нет, и, судя по всему, долгое время не будет».

Надо отметить, что общая сумма затрат на оснащение инструментами детских школ искусств Кузбасса в рамках регионального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» из федерального бюджета составила более 30,5 миллионов рублей. До конца 2024 года оснастить инструментами в области, в том числе и Новокузнецке, предстоит ещё более 30 музыкальных учебных заведения.

К слову, недавно в Новокузнецк в рамках регионального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» в концертный зал Новокузнецкого областного колледжа искусств поступил новый рояль премиум-класса производства Японии стоимостью четыре с лишним миллиона рублей. Новые технологии наделяют звучание рояля тёплыми и нежными свойствами «созревшего» до совершенства старинного инструмента. Широкой тональной палитрой и глубоким выразительным звучанием. Всё это может вдохновить любого исполнителя и заворожить аудиторию.