Владимир Андреевич Фаворский

14 марта 135 лет со дня рождения

Владимира Андреевича Фаворского

(1886 – 1964г.г.)

This image has an empty alt attribute; its file name is Фаворский.jpg
Владимир Андреевич Фаворский

Влади́мир Андре́евич Фаво́рский — российский, советский художникживописецграфик, мастер портретаксилографии и книжной графикиискусствоведсценографживописец-монументалистпедагог, теоретик изобразительного искусства. Народный художник СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1962).

Владимир Фаворский родился в Москве, в семье адвоката Андрея Евграфовича Фаворского.

Первые навыки в рисовании получил дома под руководством матери — художницы О. В. Шервуд. В 1903—1905 годах занимался в школе-студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина, посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном училище. После окончания московской гимназии №5 в 1905 году уехал в Германию. В Мюнхене обучался рисунку и живописи в школе Ш. Холлоши. Вначале хотел пойти к более известному А. Ашбе, но тот в 1905 году скончался. В 1930-х годах в Московском институте изобразительного искусства (ныне Московский художественный институт имени В. И. Сурикова) у художника возникнет конфликт с И. Э. Грабарем, в свое время обучавшимся у А. Ашбе (вероятно, сказалось различие школ). Одновременно с обучением рисунку и живописи посещал в Мюнхене занятия на искусствоведческом отделении философского факультета: слушал лекции Х. Корнелиуса (последователя А. Гильдебранда), А. Фуртвенглера, К. Фолля. Ш. Холлоши познакомил молодого художника с творчеством Х. фон Маре — члена«римского кружка», в который входил и А. Гильдебранд. На уроках у Ш. Холлоши художнику открылось, что «Маре и Сезанн связаны воедино». В 1907 году вернулся в Москву.

В 1907 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1913 году окончил искусствоведческое отделение этого факультета, которое было организовано по инициативе профессора Н. И. Романова (создававшего вместе с И. В. Цветаевым Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в Москве) и студентов Б. Р. ВиппераК. Н. ИстоминаД. С. Недовича, В. А. Фаворского.

Тема дипломной работы художника — «Джотто и его предшественники», в ней он попытался проанализировать сложность пространственных отношений в живописи итальянского проторенессанса. В этот же год в Москве открылась первая выставка древнерусских икон из собрания Сергея и Степана Рябушинских. Тогда же художник работал над переводом на русский язык с немецкого книги А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве».В 1918—1919 годах преподавал во Вторых свободных художественных мастерских в Москве. С 1921 года преподавал во ВХУТЕМАСе, в 1923—1925 годах был ректором. Как и в немецком Баухаузе, во ВХУТЕМАСе, создали «основное» (подготовительное) отделение, где читали общий пропедевтический курс «формальной композиции». Его авторами были В. А. Фаворский, П. Я. Павлинов, К. Н. Истомин. В 1921—1924 годах по приглашению В. А. Фаворского во ВХУТЕМАСе преподавал теорию искусства П. А. Флоренский.

This image has an empty alt attribute; its file name is Н.Л.-Бродский-Б.И.-Лебедев-В.А.-Фаворский-Н.В.-Ильин-на-выставке-рисунка-Бориса-Лебедева-1940-е-годы-2-1024x705.jpg
Н. А. Бродский, Б. И. Лебедев, В. А Фаворский Н. В. Ильин  на выставке рисунка Бориса Лебедева 1940 годы

Сам художник преподавал на графическом факультете ксилографию (гравюру на дереве), на основном отделении читал курс «Введение в теорию пространственных искусств», на графическом факультете также — «Теорию композиции» и «Теорию графики». Программа курса «Теория композиции» сохранилась в архивах художника, она составлена, безусловно, под воздействием книги А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве»[1]. В 1930—1934 годах преподавал в Полиграфическом институте, в 1933—1938 — в Архитектурном институте, в 1934—1938 — в Институте изобразительного искусства,  

Декоративного  искусства (все в Москве)[2]. Профессор.

Н. А. Бродский, Б. И. Лебедев, В. А Фаворский Н. В. Ильин  на выставке рисунка Бориса Лебедева 1940 годы

This image has an empty alt attribute; its file name is Суперобложка-к-Маленьким-трагедиям-А.-Пушкина-2.jpg
Суперобложка к маленьким трагедиям Пушкина.

В 1936—1941 годах — консультант Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР.

Член общества художников «Четыре искусства» (1924—1930, один из членов-учредителей), член-корреспондент Союза немецких художников книги (1928).

Суперобложка к маленьким трагедиям Пушкина.

This image has an empty alt attribute; its file name is Могила-на-Новодевичьем-кладбище-2-683x1024.jpg

Умер 29 декабря 1964 года в Москве.

 Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Творчество и теория искусства:

 «Всё, что мы воспринимаем, — писал В. А. Фаворский в статье „О композиции“ (1932), — движется и живёт в пространстве и времени. Поэтому любая реальность должна изображаться не только трёхмерно, но и непременно с учётом движения фигуры». Свою мысль Фаворский заключил так: «композиция — это есть изображение времени». Мастер настойчиво доказывал и демонстрировал на примере своих гравюр, как взаимодействуют чёрное и белое — одно и то же изображение мы можем воспринимать как чёрное на белом или как белое на чёрном, это создаёт пространственность гравюры, одновременно «в цвето-пространственные отношения вступает белизна бумаги», а осязательные, двигательные ощущения придают изображению пространственно-временну́ю целостность. Причем «черное в гравюре выглядит активнее, материальнее», оно «сопротивляется», противодействует белому, а белое «не пускает чёрное», что и выражает гравюрный штрих. Приводя к единству противоположные начала, художник постигает возможность «цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременно́е»[8].

Художник возродил классическую чёрноштриховую гравюру на дереве и создал отечественную школу книжной иллюстрации. Он и его последователи в 1910—1930-х годах решительно отказались от белого штриха, вернулись к средневековой технике, но при этом по-новому стали решать задачи особенной, специфичной для искусства гравюры целостности пространственных отношений изображения на плоскости белого листа бумаги. Формальная интенсивность взаимодействия чёрного и белого тонов, «звучность» и декоративность гравюр художников новой школы способствовали их органичному «вхождению» в композицию книги «как целостного организма» (определение Фаворского). Иллюстрации строились без обрамлений — свободным пятном на белом поле листа как особом изобразительном пространстве — и, следовательно, активно взаимодействовали с пространством книги. Конструктивность изображений — иллюстраций, виньеток, заставок, органичная связь изображений со шрифтом, который также «конструировали» художники школы Фаворского, создавали оригинальные художественные тропы, особый метафорический язык, сближавший графику и искусство слова[9].

  1Биография2Семья и потомки3Награды и звания4Творчество и теория искусства5Художники школы В. А. Фаворского6Произведения6.1Иллюстрации и книги6.2Театр7Сочинения8Книги и публикации о В. А. Фаворском9Интересные факты
Википедия