Анна Остроумова — Лебедева

17 мая 150 лет со дня рождения Анны Петровны

Остроумовой-Лебедевой

(1871 – 1955г.г.)

This image has an empty alt attribute; its file name is Анна-Остроумова-Лебедева.jpg

Анна Петровна Остроумова-Лебедева, 1921 год.

Дочь сенатора, тайного советника Петра Ивановича Остроумова и его жены Марии Климентьевны Чехович (ум. 1921). В 1889—1892  посещала Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1889—1892), где её главным преподавателем был В. В. Матэ.

1892—1900 — училась в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у В. В. МатэИ. Е. РепинаК. А. Савицкого и П. П. Чистякова, которое закончила со званием художника по классу гравюры В. В. Матэ, представив 14 гравюр на дереве, в том числе цветных, что явилось для того времени новаторством в технике т. н. высокой печати.

1898—1899 — работала в Париже в мастерской Джеймса Уистлера. С 1899 активно участвовала в деятельности художественного объединения «Мир искусства» и «Четыре искусства» (с 1924). Участник художественных выставок с 1900 года.

This image has an empty alt attribute; its file name is Лев-и-крепость-1901..jpg

В 1901 году создала ряд гравюр для журнала «Мир искусства» (№ 1 за 1902 год). В 1905 году вышла замуж за учёного-химика С. В. Лебедева[5], впервые синтезировавшего в промышленном масштабе искусственный каучук. 1918—1922 — преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники. 1934—1935 — преподавала во Всероссийской академии художеств. Во время Великой Отечественной войны работала в блокадном Ленинграде, создав ряд пронзительных графических образов осаждённого города. 1949 — действительный член АХ СССР. Гравюры художницы находятся в музеях России, Франции, Германии, Чехии.

Екатерининский канал 1910г.   Ксилография

В рейтинге граверов России первой половины XX века является не только «звездой первой величины», но и возродившей это искусство в России. Анна Петровна также положила начало возрождению русской оригинальной (в том числе цветной) ксилографии, работала и в технике литографии, и в акварели.

Изображала в основном виды Петербурга и его окрестностей. Одна из немногих художников, органично создававших пейзажи, включающие в композицию архитектурные строения.

Успешна была и её деятельность как портретиста — в Русском музее находится портрет Максимилиана Волошина работы Анны Петровны.

Из воспоминаний современников А. Н. Бенуа«… в гравюрах она владеет крепостью штриха, которая ей позволяет доводить до крайней степени убедительного лаконизма передачу своих впечатлений; в гравюрах она, как никто, умеет, пользуясь минимумом цветовой шкалы, передать в красках желаемое настроение. В акварелях она радует глаз свободой мазка, и опять-таки эти её вещи блещут чарующими переливами и созвучием красок, необычайно остро подмеченных на натуре».

Выставки:

Дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» в 1900 (?).

Получила вторую премию за гравюры на конкурсе Общества поощрения художеств.

1913 — персональная выставка (Бюро Н. Добычиной, Санкт-Петербург)

1916 — персональная выставка (Румянцевский музей, Москва)

1940 — персональная выставка (Русский музей, Ленинград)

1946 — персональная выставка (Русский музей, Ленинград)

1951 — персональная выставка (Музей Академии художеств, Ленинград)

Награды:

Работы:

Иллюстрации и книжная графика:

Иллюстрировала книги:

  • Курбатов В. Я. Петербург, 1912
  • Анциферов Н. П. Душа Петербурга, 1920 (переиздана в 1990 в том же художественном оформлении).
  • Остроумова-Лебедева А. П. Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах. Пб .Аквилон, 1923, — 16 с., 20 л. илл., 800 экз.

Картины:

  • «Петербург», 1908—10, альбом ксилографий
  • «Павловск», 1922—23;
  • «Петербург», 1922 альбом литографий
  • «Марсово поле», 1922 (акварель) Третьяковская галерея
  • «Инженерный замок в инее», 1929, Русский музей
  • «Александровский дворец в Детском Селе»
  • «Петербург. Нева сквозь колоны Биржи»
  • «Петербург. Новая Голландия»
  • «Светильники и сфинкс»
  • «Портрет артиста И. В. Ершова», 1923;
  • «Портрет Андрея Белого», 1924;
  • «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925
  • Жила всегда в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
  •  Похоронена в Некрополе мастеров искусств.

Ссылки: