Исаак Осипович Дунаевский

30 января 120 лет со дня рождения

Исаака Осиповича Дунаевского

(1900 – 1955г.г.)

Исаак Осипович Дунаевский (полное имя Ицхак-Бер бен Бецалель-Йосеф Дунаевский — советский композитор и дирижёр, музыкальный педагог. Автор 11 оперетт и 4 балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен, народный артист РСФСР (1950), лауреат двух Сталинских премий (19411951). Депутат Верховного Совета РСФСР 1-го созыва. Дунаевский родился 18 (30) января 1900 года в городке Лохвица(ныне Полтавская областьУкраина) в еврейской семье. Отец — мелкий банковский служащий Цале-Йосеф Симонович (Цале — уменьшительная форма имени Бецалель), мать — Розалия Исааковна Дунаевская. От двойного имени отца (Цале-Йосеф) в отчество будущего композитора вошло только одно (Осипович). Семья была музыкальной: дед был кантором, мать играла на фортепиано и пела. Четверо братьев Исаака тоже стали музыкантами.

С детства проявлял незаурядные музыкальные способности: в пять лет подбирал по слуху мелодии маршей, вальсов, импровизировал на домашних вечерах[2]. C восьмилетнего возраста брал уроки скрипки у Григория Полянского.

В 1910 году семья переехала в Харьков, и Исаак поступил в Харьковское музыкальное училище, где занимался игрой на скрипке (преподаватель — Константин Горский) и композицией. В 1918 году с золотой медалью окончил гимназию, а через год — Харьковскую консерваторию по классу скрипки (преподаватель — И. Ю. Ахрон), композицией занимался у С. С. Богатырёва.

Исаак Дунаевский в 1914 году

С 1919 года работал скрипачом в оркестре, концертмейстером. С 1920 года — композитор и дирижёр в Харьковском русском драматическом театре, возглавляемом Н. Н. Синельниковым. Во время работы читал лекции о музыке и руководил армейской самодеятельностью. Дебютировал как театральный композитор в 1920 году музыкой к спектаклю «Женитьба Фигаро». Одновременно в 1919—1924 годах сотрудничал в газетах, организовывал музыкальные студии и кружки при воинских клубах, заведовал музыкальным отделом губернского отдела народного образования[2].

В 1924 году по приглашению Владимира Хенкина[2] переехал в Москву. В 1924—1926 годах работал музыкальным руководителем театра «Эрмитаж», в 1926—1929 годах — Театра сатиры. Для этого театра он пишет свои первые оперетты — «Женихи» и «Ножи».

В 1927 году оперетта «Женихи» ставится в Московском государственном театре оперетты[3].

В 1929 году сочинил оперетту «Туда, где льды» для Московского мюзик-холла, после чего переехал в Ленинград. До 1934 (по другим данным — до 1935[2]) года — композитор и главный дирижёр Ленинградского Мюзик-Холла. Первый же спектакль с его музыкой — пародийное сатирическое обозрение «Одиссей» — был запрещён после нескольких представлений[2]. В эти же годы начинает сотрудничать с Л. О. Утёсовым. В поисках стиля «советского джаза» ищет опору в народной музыке и пишет программу «Джаз на повороте», состоявшую из рапсодий-фантазий на темы народных песен. В 1933 году вместе с авторами В. Массом и Н. Эрдманом создаёт для Утёсова весёлое джаз-обозрение «Музыкальный магазин» с джазовыми интерпретациями мелодий Д. ВердиН. Римского-КорсаковаП. Чайковского. В новой оригинальной редакции Дунаевского в Ленинградском мюзик-холле с успехом идёт оперетта «Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве под названием «Небесные ласточки» (1933)[2].

И. Дунаевский вместе с кинорежиссёром Г. В. Александровым стали создателями жанра советской музыкальной кинокомедии, сделав музыку одним из главных компонентов драматургии фильма. Первый их совместный фильм, «Весёлые ребята», вышел на экраны в декабре 1934 года и принёс И. Дунаевскому широкую известность. Затем последовали фильмы «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938) и «Светлый путь» (1940).

С 1934 по 1940 год И. Дунаевский сочинил музыку к шестнадцати кинофильмам. Он также часто сам участвовал в озвучивании, играл на рояле и пел (например, в фильме «Весна» поёт романс Глинки).

Симфонический дар Дунаевского высоко ценил Д. Д. Шостакович. Об увертюре к кинофильму «Дети капитана Гранта» Дмитрий Дмитриевич писал: «Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента…» Композитор и сам считал эту увертюру одним из лучших своих произведений[4].

С 1937 по 1941 год возглавлял Ленинградский союз композиторов. Был дружен с М. А. Булгаковым. В 1938 году был избран депутатом Верховного совета РСФСР.

Во время Великой Отечественной войны был художественным руководителем ансамбля песни и пляски железнодорожников, много выступал по всей стране. Среди многих песен времён войны самой знаменитой стала песня «Моя Москва», написанная в 1942 году.

С 1945 года жил в Москве. В 1947 году написал музыку к фильму «Весна», а в 1949 году — к фильму И. А. Пырьева «Кубанские казаки».

В 1940-е годы Дунаевский возвращается к оперетте («Вольный ветер»,1947). Последняя оперетта, «Белая акация» (1955), была посмертно завершена К. Молчановым[2].

В 1950 году, в год своего пятидесятилетия, был удостоен звания народного артиста РСФСР.

  • Несмотря на всенародную известность и высокое положение, И. Дунаевский постоянно сталкивался с обычными для сталинской эпохи ограничениями: партитуры его произведений не издавались из-за пренебрежительных бюрократических установок по отношению к «лёгкой музыке», в ходе борьбы с космополитизмомбыли забракованы многочисленные произведения Дунаевского на еврейские темы. Умер в Москве 25 июля 1955 года от сердечного спазма. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Мемориальная доска в Москве, на доме 27 на Кутузовском проспекте, где жил и работал композитор 

 

 

 

 

 

 

 

Могила Дунаевского на Новодевичьем кладбище