24 февраля 145 лет со дня рождения
(1873 – 1921)
итальянского оперного певца
Выдающийся итальянский певец (драматический тенор) Энрико Карузо — крупнейший мастер бельканто, блестящий исполнитель неаполитанских песен, первый певец, репертуар которого был записан на грампластинках. Имя Карузо стало эталоном вокального искусства. Он выступал во многих странах мира, снимался в кино, был скульптором и карикатуристом.
Карузо родился 24 февраля /по другим данным 25, 27 февраля/ 1873 года в Неаполе. Средства в семье были ограничены, поэтому Энрико не получил хорошего общего образования. Первые «выступления» будущего артиста состоялись, когда он был мальчиком, в церкви Сан Джованелло. В поисках заработка юноша много раз менял профессию и место работы. Однако петь не переставал: его голос можно было услышать на улицах Неаполя, в домах богачей-меломанов, а то и просто на дружеских вечеринках.
Карузо начал заниматься у вокального педагога Г. Верджине и дебютировал на сцене неаполитанского театра «Нуово» в 1894 году. Голос молодого артиста привлек всеобщее внимание. Вскоре Карузо спел партию Туридду в опере «Сельская честь» Масканьи и заглавную партию в опере «Фауст» Гуно.
В 1895 году состоялась его первая гастрольная поездка за рубеж. Каирская публика слушала итальянского певца в операх «Риголетто» Верди, «Сельская честь» Масканьи, «Джоконда» Понкиелли, «Манон Леско» Пуччини. Так началась артистическая карьера Карузо.
Вернувшись в Италию, Карузо выступал в разных городах, совершенствовал свое мастерство под руководством В. Ломбарди. Этот наставник и стал его настоящим учителем. Репутация Карузо особенно укрепилась после того, как он, с благословения самого Пуччини, выступил в «Богеме» /партия Рудольфа/. Наконец Карузо дебютировал в Милане. Это было окончательное признание.
В начале 1899 года Карузо гастролировал в Петербурге.
Подлинный триумф приносят Карузо выступления в «Ла Скала». Артуро Тосканини, под управлением которого шла опера Доницетти «Любовный напиток», был покорен талантом молодого неаполитанца.
С 1903 года Карузо становится солистом нью-йоркского театра «Метрополитен-опера». Впоследствии Европа, в том числе и Италия, встречается с Карузо только как с гастролером. На сцене «Метрополитен-опера» певец спел тридцать семь партий (за 18 сезонов у Карузо было 607 выступлений), и почти каждая из них становилась в его интерпретации значительным художественным событием.
Голос Карузо, обширный по диапазону, уникальный по красоте тембра и силе звука, поражал редкой проникновенностью и особой теплотой. Потаенная драматичность выражалась через сгущенный, полновесный звук, сопровождавшийся огромным душевным напряжением. Звук виолончели не давал покоя фантазии Карузо. Он старался приблизиться к той звуковой широте и объемности, которая присуща виолончели под смычком больших музыкантов. И воспроизводя эту манеру, Карузо добавлял к ней те специфические портаменто и ту упругую гибкость, благодаря которым его вокал не спутаешь ни с чем.
Огромной популярности Карузо способствовали два немаловажных фактора — изобретение звукозаписи и триумфально встреченные публикой «Паяцы» Леонкавалло. Продюсеры из «Grammophone Company» уговорили Карузо (всего за 100 фунтов стерлингов) записать первый диск, и имя итальянского певца стало легендой: он стал первым исполнителем музыкальных произведений, продавшим миллион дисков с оперными ариями. Голос Карузо и музыка Леонкавалло оказались словно созданными друг для друга. А резец звукозаписывающего аппарата запечатлел на восковых дисках голос, более всех остальных подходивший для этой цели, — матово-мягкий, насыщенный и упругий. В течение более чем двадцати лет — с 1898 по 1920 год — певец сделал около 250 записей на грампластинки. Благодаря грамзаписи миллионы любителей вокального искусства до сих пор имеют возможность наслаждаться голосом Энрико Карузо.
Имя Карузо тесно связано не только с оперой, но и с неаполитанскими романсами, именно он «раскрепостил» народные мелодии, делая особое ударение на местное произношение слов.
Летом 1921 года, уже тяжело больной, Карузо вернулся на родину, а 2 августа его не стало.
Творчество Карузо — это целая эпоха в вокальном искусстве XX века. Голос Карузо, как и его особенный стиль исполнения: неповторимый баритональный тембр и вокальная манера, сердечная и человеческая, останется уникальным явлением в истории вокала.