Константин Андреевич Тон

6 ноября 225 лет со дня рождения Константина Андреевича Тона

(1794 – 1881г.г.)

 

 

Константин Андреевич Тон – Российский архитектор

 

Константин Андреевич Тон родился в 1794 году в Санкт-Петербурге. Его семья считалась достаточно обеспеченной: отец владел собственной мастерской ювелирных изделий. Мальчик рано начал интересоваться архитектурой. В шесть лет Тон поступил в старейшую школу столицы, Петришуле, где проучился два года, а затем перешел в Императорскую Академию художеств. Сначала он постиг основы искусств на общем курсе занятий, а позже начал углубленно изучать архитектуру. В Академии его наставниками были знаменитые зодчие-классицисты: сначала Андреян Захаров, а потом Андрей Воронихин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Академия художеств

В классической манере были выполнены и дебютные композиции Константина Тона — «Великолепное и обширное здание среди сада для вмещения в нем разного рода редкостей» и «План для общественного увеселения жителей столичного города». Свои первые награды Тон начал получать на старших курсах: малую серебряную медаль за проект инвалидного дома, большую серебряную медаль за проект монастыря и малую золотую медаль за проект здания Сената. В 1815 году Константин Тон окончил Академию. Архитектору присвоили звание художника 1-й степени, что позволяло ему учиться за границей в качестве пенсионера от Академии художеств. Однако Тону не удалось поехать за рубеж: в Академии начались сложности с финансированием. «За недостатком способов сею заведения» пенсионерам предложили «присыскать себе приличную способностям своим службу или состояние». И молодой архитектор устроился чертежником в Комитет строений и гидравлических работ. Знаменитые зодчие комитета, Василий Стасов и Карл Росси, проектировали целые ансамбли для Санкт-Петербурга — Дворцовую и Сенатскую площади. Тон же в основном помогал им и рисовал чертежи. По собственному проекту он создал только оранжерею для графа Платона Зубова. Специально для этого проекта архитектор придумал устройство, которое обогревало паром теплицу для разведения ананасов и одновременно обслуживало находящуюся рядом прачечную.

В 1818 году Тон представил Академии художеств проект ярмарки. И архитектору все-таки выделили содержание для пенсионерской поездки за границу. Тон отправился в Италию, где изучал памятники искусства Античности и эпохи Возрождения. Он также побывал во Франции, Швейцарии, Германии. Всего архитектор провел за границей почти 10 лет. За это время он разработал план восстановления храма Фортуны в Пренесте и Дворца цезарей в Риме, создал план госпиталя по заказу Римской академии и проект загородного дома для придворного ювелира Дюваля в Женеве. За границей он стал опытным архитектором и реставратором. Тона избрали членом трех европейских академий — Римской археологической академии, Римской и Флорентийской академий художеств. В 1828 году Константин Тон вернулся в Россию — Николай I причислил архитектора к Кабинету Его Величества и назначил жалованье 3000 рублей в год. Первой работой зодчего в Санкт-Петербурге стала перепланировка бывшего конференц-зала Академии художеств. Некоторые части были полностью переделаны, появился новый конференц-зал и галерея для выставки гипсовых изделий. Затем архитектор перестроил и украсил парадные залы Академии, спроектировал гранитную пристань с египетскими сфинксами напротив главного здания. В своих первых работах он продолжал архитектурные традиции русского классицизма.

В 1830 году Тон получил звание академика и должность профессора архитектуры 2-й степени. В этом же году он создал проект петербургской церкви Святой Екатерины в «русском старинном вкусе». Работу одобрил Николай I, а новый «русско-византийский» стиль получил статус официального стиля национальной архитектуры. В 1832 году Константин Тон создал проект храма Христа Спасителя в Москве. Император вновь высоко оценил его работу, и в 1839 году началось возведение церкви. Строительство длилось почти 44 года. По монументальности здание напоминало могучие кремлевские соборы. Фасады были украшены скромно, зато внутри церковь поражала обилием декора, многообразием материалов и красочных росписей. В этой постройке особенно ярко проявились характерные черты стиля Тона, особенно интерпретация древнерусской архитектуры.

В 1833 году Константин Тон получил звание профессора Академии художеств. Он создал планы соборов Святой Екатерины в Царском Селе и апостолов Петра и Павла в Петергофе, чертеж будущей церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже и проект памятника Державину в Казани. Среди крупных работ архитектора — серебряный иконостас Казанского собора, железнодорожные вокзалы в Москве и Санкт-Петербурге (сейчас Ленинградский и Московский) и путевые здания Николаевской железной дороги. Многочисленные проекты Константина Тона принесли ему колоссальный успех: он постоянно получал заказы и находился в расцвете творческих сил. Он строил множество зданий и памятников.

В 1837 году Николай I поручил Тону создать проект Оружейной палаты и Большого Кремлевского дворца, который содержал бы в себе «все, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Архитектор блестяще справился со своей задачей: он гармонично вписал здания в общий ансамбль старинных построек Кремля, а в отделке использовал сводчатые и купольные перекрытия, напоминавшие архитектурные формы XVII века. По окончании строительства Большого Кремлевского дворца Тон начал восстанавливать колокольню Ивана Великого, платформы для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казармы для батальона пехотного полка в том виде, в котором они существовали до 1812 года.

В 1838 году Тон издал большой альбом с собственными чертежами каменных церквей и колоколен в разных городах. Чуть позже архитектор выпустил дополнение к этому альбому — с чертежами деревянных храмов. Среди них — проект церкви в Ельце и рисунки иконостасов для церквей Преображения на Аптекарском острове и Благовещения в лейб-гвардейском Конном полку в Санкт-Петербурге. Эти проекты стали образцами форм и стиля, которых придерживались при церковном строительстве архитекторы во всей империи. В 1842 году по заказу императора Тон начал разрабатывать типовые чертежи для крестьянских домов в государственных поселениях. Параллельно он составил проект иконостаса для церкви царевича Иоасафа в подмосковном селе Измайлово, достроил собор в Царском Селе и переделал интерьеры Малого театра в Москве. Архитектор начал строить станцию Николаевской железной дороги в Петербурге и Москве.

 

 

 

 

 

 

 

 

Большой Кремлевский дворец                                                   Николаевский вокзал

В    1854 году Константин Тон возглавил Академию художеств. Во  время его ректорства Академия реставрировала   памятники архитектуры по проектам Тона: так были восстановлены Ипатьевский монастырь в Костроме, Московский и Псковский кремли.

В Академии Тон основал Музей древнерусского искусства. Его экспонаты позже стали основой коллекции Русского музея. Зодчий разработал проекты статуи Георгия Победоносца в Большом Кремлевском дворце, ворот с решеткой для Николаевской богадельни в селе Измайлово, нескольких церквей и иконостасов в Сибири. Также архитектор представил планы реставрации после пожара московского Большого театра и конструкции шпиля для колокольни Петропавловской крепости, но эти проекты так и не были реализованы.

С 1860-х годов Константин Тон фактически перестал получать заказы и работать над проектами. Его избрали почетным членом и корреспондентом Королевского института британских архитекторов и почетным членом Московского архитектурного общества. Но несмотря на свои заслуги, в старости зодчий остался почти без средств к существованию. Константин Тон умер в 1881 году. Похоронили архитектора на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.