Иван Фëдоров

27 сентября 110 лет со дня

открытия памятника Ивану Фëдорову в Москве

Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову (также известен под названием Друкарь) — московский скульптурный памятник создателю первой русской датированной печатной книги Ивану Фёдорову. Открыт в 1909 году перед Китайгородской стеной, рядом с Третьяковским проездом. Выполнен скульптором Сергеем Волнухиным по проекту архитектора Ивана Машкова. Памятник неоднократно переносился, с 1990-х годов расположен возле дома № 2 по Театральному проезду. Памятнику присвоен статус объекта культурного наследия России.

В 1864 году председатель Московского археологического общества граф Алексей Уваров выступил с инициативой установить памятник первопечатнику Ивану Фёдорову Официально о намерении возвести монумент было объявлено на торжественном заседании Общества 4 января 1870 года. В том же году для сбора денежных средств на разработку проекта монумента и его возведение была объявлена подписка, по которой Общество получило 25 тысяч рублей

В конце 1870-х годов Уваров заказал эскиз памятника у скульптора Марка Антокольского. Последний изначально отказался от заказа, однако к 1881-му изменил своё решение. Антокольский приступил к работе над проектом монумента, но закончил его после смерти Уварова 29 декабря 1884 года (10 января1885 года). По решению комиссии Московского археологического общества, эскиз Антокольского был отклонён. В отчёте Общества «О сборе пожертвований и возведению памятника Ивану Фёдорову» от 1914 года проект охарактеризован как «модель простого чернорабочего у станка, с засученными рукавами и в костюме неподобающем дьяконскому сану»[4].

В 1901 году Московское археологическое общество повторно объявило конкурс на лучший проект памятника первопечатнику. Для выбора автора будущего монумента была созвана комиссия, в которую вошли историк Василий Ключевский и художник Аполлинарий Васнецов.

На конкурсе были представлены 27 работ мастеров из Российской ИмперииАвстро-ВенгрииФранцииСербии и Болгарии. Популярный в начале XX века скульптор Николай Андреев также участвовал в конкурсе совместно с архитектором Иваном Жолтовским. По итогам конкурса жюри отобрало два совместных проекта Сергея Волнухина и Ивана Машкова под названиями «Плёс» и «Ярославль».

Открытие памятника первопечатнику Ивану Фёдорову, 1909 год

Монумент планировалось установить на Театральной площади, однако Московская городская управа выступила против этой инициативы[4]. В 1907 году памятник был заложен у основания Китайгородской стены[7]. Для него было выбрано историческое место: неподалёку, на Никольской улице, располагались палаты бывшего Государева Печатного двора, возведённые в XVII веке на месте мастерской Ивана Фёдорова[8].

Сергей Волнухин работал над памятником около двух лет. Отсутствие прижизненных изображений Ивана Фёдорова и описания его внешности в исторических источниках создавало сложности при создании монумента. По одной из версий, моделью для памятника послужил бородатый мужчина, которого скульптор случайно увидел на улицах Москвы[4]. Для изготовления костюма первопечатника Волнухин консультировался с историком и археологом Иваном Забелиным[9].

Торжественное открытие памятника состоялось 27 сентября 1909 года (12 октября 1909 года) в присутствии городских властей и представителей различных организаций и сопровождалось крестным ходом[10]. В своих воспоминаниях государственный деятель Владимир Джунковский описал это событие следующим образом:

Все рабочие печатного дела, находящиеся в Москве, явились отдать долг памяти первопечатнику. Налево от памятника стояла масса депутаций, в сквере – вся администрация, профессора, Археологическое общество, разные другие учёные сообщества и другие. Епископ Анастасий произнёс прекрасное слово о значении Ивана Фёдорова для просвещения и церкви… Памятник был очень талантливо исполнен, но, к сожалению, место для него, в узком небольшом сквере, по-моему, выбрано неудачно[11].

На следующий день после открытия монумента у его постамента появился анонимный венок с надписью «Первому мученику русской печати»[12], намекавший на подвижничество первопечатника и обвинения в ереси, с которыми ему пришлось столкнуться в Москве[13].

Местоположение монумента несколько раз менялось. До 1934 года памятник первопечатнику стоял у Китайгородской стены[14]. При расширении Театрального проезда и сносе стены в рамках сталинского проекта реконструкции Москвы монумент был перенесён вглубь улицы[15]. В 1990-е годы, при строительстве торгового центра «Наутилус», памятник переместили ближе к гостинице «Метрополь»[6]. В 2011-м глава Департаментa культурного наследия города Москвы Александр Кибовский выступил с предложением повторно передвинуть монумент Ивану Фёдорову, однако комиссия Московской городской думы не поддержала данную инициативу[16].

Памятник представляет собой образец монументальной реалистичной скульптуры, выполненной согласно художественным традициям второй половины XIX века. К его характерным чертам искусствоведы относят историческую достоверность, убедительность трактовки образа первопечатника и гармоничное соотнесение памятника с городским пространством[17].

Скульптор придал чертам лица Ивана Фёдорова спокойное и сосредоточенное выражение: он изображён в момент работы, рассматривающим свежий оттиск страницы «Апостола». Левой рукой он придерживает печатную наборную доску, на скамье рядом с ним — ручной инструмент для нанесения типографской краски[4].

Несмотря на принадлежность к духовенству, первопечатник представлен в мирской одежде. Скульптор изобразил его с ремешком, перехватившим волосы, подчеркнув тем самым, что Фёдоров был в том числе ремесленником. В XVI веке многие представители низшего духовенства были вынуждены заниматься каким-либо ремеслом, чтобы не впасть в нищету[18].

Постамент решён Машковым в простой, лаконичной форме и по высоте в два раза превышает скульптурную фигуру, чтобы силуэт Фёдорова возвышался над Китайгородской стеной и смотрелся на фоне неба. На передней стороне постамента из чёрного полированного лабрадорита надпись: «Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Фёдоров». Под текстом указана дата начала печатания «Апостола» — 19 апреля 1563 года. Эту дату принято считать началом книгопечатания на Руси. В центре пьедестала на отлитой из бронзы доске изображён печатный знак Ивана Фёдорова — рука, держащая щит с буквами «И» и «Ф». Между буквами — изогнутая полоса в виде латинской «S», над ней — деталь, напоминающая наконечник стрелы. В соответствии с древним изречением «книги — суть реки, наполняющие вселенную», исследователи расшифровывают эти стилизованные изображения как изгиб реки и угольник — инструмент, использовавшийся при наборе букв. Однако Иван Фёдоров такой знак стал использовать для обозначения своих изданий позже, уже обосновавшись во Львове: после того, как был сожжён Московский печатный двор в 1565 году, первопечатник вместе со своим помощником Петром Мстиславцем вынуждены были бежать из Москвы[6].

С обратной стороны пьедестала помещены цитата из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз первопечатника: «Ради братии моих и ближних моих»[18]

Источник Википедия