Библиотека Детской школы искусств № 48

 

Душ человеческих добрые лекари,
Чувств и поступков, библиотекари,
Кажетесь мне вы красивыми самыми,
Залы читален мне видятся храмами.
Кто мы без вас? Заплутавшие в замятии,
Люди без завтра и люди без памяти.

Л. Ошанин

 

«Дайте мне, пожалуйста, сказки» —  с такой просьбой как-то обратилась ко мне одна маленькая девочка.  Было это давно, в самом начале моей работы библиотекарем в Детской музыкальной школе №6.. «Сказок  у нас, к сожалению, нет. Ведь это учебно-методическая библиотека. Здесь у нас только ноты, учебники, различные музыкальные справочники и словари».

Девочка ушла немного разочарованная, а я подумала: «Действительно, а почему у нас нет сказок?  Почему бы им не быть в нашей библиотеке? Да и другой познавательной и художественной литературе?» Только, естественно, такой, которая напрямую была бы связана с музыкой, музыкальной тематикой.  Так у меня, молодого  тогда библиотекаря родилась мысль о том, что библиотечный фонд нужно формировать не только учебно-методической литературой.
Работа библиотеки школы искусств или музыкальной школы имеет свои особенности. В представлении «непосвященных» — это всего лишь хранилище нот и учебно-методической литературы. А библиотекарь — хранитель всего этого богатства.   На этом роль библиотекаря заканчивается. Ну что там еще делать? Но мне так скучно, неинтересно. Библиотека  школы  искусств, как любая школьная библиотека,  может и должна быть  полноправным участником учебного процесса. Обучение игре на музыкальных инструментах – индивидуальное. Но есть групповые занятия по теории музыки, где изучают биографии композиторов, историю музыки, танца, фольклор и т. п. Не одно десятилетие с библиотекой сотрудничают наши замечательные педагоги-теоретики Килькова Л.И. и Полосухина Е.В. Чтобы увлечь детей  предметом, в школе  уже много лет работает созданный ими  ученический лекторий. За годы  существования лектория были освещены многие темы. Вот только некоторые из них – «Импрессионизм в искусстве», «Очерки о джазе», «Поэзия А.С. Пушкина в музыке», «Романтизм», «Природа в музыке П.И. Чайковского»…  Для закрепления полученных знаний учащиеся, как правило, пишут реферат. И вот тут без участия библиотекаря не обойтись. Ведь в поисках материала для реферата ученик первым делом придет в библиотеку. Задача библиотекаря – провести с ним информационную беседу по теме реферата, выяснить, в каком ключе  он хотел бы написать свою работу, помочь правильно его оформить, подобрать нужные материалы. Причем, не только печатные. Часто я дополнительно предлагаю ребятам аудио- и видеоматериалы по теме – например, какие-то экранизации, сценические постановки, концертные записи. Это формирует такой аспект информационной культуры школьников, как медиаграмотность. Главный  критерий, которым я руководствуюсь при подборе материала, — это ясное представление о том, что нужно ученику, что его интересует, чему он хочет научиться.

Воспитывая в ребенке ЛИЧНОСТЬ, учитель и библиотекарь создают возможности для  ученика. Чтобы, готовясь к уроку, он не просто «зазубривал» учебник, а учился самостоятельно мыслить, анализировать, оценивать. Чтобы обретал уверенность в себе, раскрывал свой интеллектуальный и творческий потенциал, формировал  собственное мировоззрение. Согласитесь, бездумно заученное правило, вряд ли сделает ребенка грамотным, а выученные наизусть даты жизни композитора не помогут ему понять то или иное музыкальное произведение.  А вот правильно подобранная дополнительная литература способна пробудить искренний интерес ребенка к предмету.

Мой почти 40-летний опыт работы свидетельствует: если в школе создана среда, где гармоничному развитию ребенка уделяется большое внимание, где библиотекарь работает вместе с администрацией и преподавателями,  то в такой школе ученики частые гости в библиотеке, а их успеваемость, в целом, лучше.

Здесь позволю себе небольшое «лирическое отступление». Чтобы ребенок стал частым гостем в библиотеке, надо создать для этого определенные условия. Подразумевается не только уют, чистота, оформление библиотеки. Здесь все важно: от внешнего вида библиотекаря и  умения расположить к себе ребенка, до режима работы библиотеки. В школах дополнительного образования основное учебное расписание приходится на вторую смену. Расписание работы библиотекаря должно быть составлено так, чтобы библиотека была доступна для каждого пользователя все основное время ежедневного учебного процесса. Но самое главное, на мой взгляд, это содержание, качество, если хотите, фонда. Таким образом, одной из важнейших задач,  считаю комплектование фонда в том числе и особой литературой: хорошие, качественные книги о музыке и музыкантах,  о живописи, художниках,  энциклопедии по искусству. И не обязательно по школьной программе, а для внеклассного чтения детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Любой читатель должен быть уверен: в школьной библиотеке он найдет все,  что ему нужно для урока, выполнения домашнего задания, внеклассной работы, что он сможет посоветоваться, задать дополнительный вопрос. А библиотекарь именно тот человек, кто в этом ему поможет.
В библиотеке нашей школы имеется, кроме основных учебных пособий для преподавателей и учащихся для обучения на всех музыкальных инструментах: духовых, ударных, клавишных, струнных, народных, вокалу: академическому, эстрадному, эстрадно-джазовому и специальных периодических изданий, великолепный фонд дополнительной литературы  о музыке и музыкантах самых разных форм и жанров. Это и музыкальные сказки для учащихся младших классов, и биографические издания,  и библиографические списки, тематические папки с  вырезками статей из газет и журналов «Русские композиторы», «Зарубежные композиторы», «Музыканты – исполнители», «Советские композиторы», «Музыка и литература», «В мире музыки: это интересно знать». Богатейший фонд звукозаписей.
Приобщение детей к чтению литературы об искусстве, как впрочем, к чтению вообще, невозможно  без наличия в библиотеке справочной и  библиографической литературы. Библиотекарь обязан научить ребенка правильно пользоваться этим библиографическим  материалом. Ведь в словарях и энциклопедиях краткая информация. Часто педагог прямо во время урока отправляет ученика в библиотеку за какой-либо справкой. Это может быть и расшифровка какого-нибудь музыкального термина, или перечень сочинений определенного композитора, либо дата рождения и тому  подобное.   Справочная литература представлена разнообразными изданиями: это «Музыкальная энциклопедия» в шести томах, музыкальный словарь Гроува,  словари биографий композиторов, в том числе современных, словари иностранных терминов, оперный словарь, театральная энциклопедия, энциклопедии  «Музыкальные инструменты мира», «Хроника классической музыки», либретто балетов и опер и много других. И ученик должен уметь быстро найти  нужную ему справку. И чем богаче справочный аппарат библиотеки, тем выше вероятность качественно удовлетворить запрос читателя. Все эти издания постоянно востребованы, и служат главной цели – повысить знания и пробудить у ребенка интерес и любовь к предмету,  к чтению. Приятно также, когда ученик приходит в библиотеку и просит материал для проведения какого-то мероприятия по музыкальной тематике в основной школе, уверенный, что я могу ему помочь.

Привлекают внимание и  наши книжные выставки, посвященные  важным событиям музыкальной жизни, юбилейным датам и великим композиторам и художникам.  Библиотечные выставки – явление исторически относительно молодое. В античные и средневековые времена библиотечные фонды не нуждались в дополнительном раскрытии. Книг было мало, а читателей и того меньше – грамотных людей было немного. С приходом эпохи Просвещения фонды стали расти, число читателей увеличиваться, и это привело к такому новшеству как книжные выставки.

Школьная библиотечная выставка – немаловажный элемент в деле приобщения детей к чтению. Она способна научить оценивать издания при быстром их перелистывании, выборочному чтению, чтению-просмотру, работе с библиографическими сведениями. Но достаточно часто ребята просто не обращают внимания на выставки,  воспринимая лишь как тематическое украшение библиотеки. Поэтому, чтобы сделать выставку «видимой» и результативной, надо к ее оформлению подойти творчески.

Здесь все важно – подбор и расстановка материалов, аудиовизуальное сопровождение,  форма шрифта,  цвет заголовка. Да и библиотекарь привлекает внимание ребят к выставке, проводя на переменке краткие рекомендательные беседы.

Выставка, посвященная художнику, кроме литературы о нем, предполагает демонстрацию на выставке картин этого художника. Век интернета значительно облегчает эту задачу. Найти и распечатать на цветном принтере его работы – минутное дело. Если выставка посвящена какому-либо композитору, обязательно  подбираю несколько его портретов,  статьи из периодических изданий, написанные им произведения в печатном варианте и музыкальные записи, биографическую литературу. Ведь биография композитора позволяет  не только нарисовать его портрет, но и содержит сведения бытового, исторического, художественного и музыкально-теоретического характера. Это большой познавательный материал, расширяющий представления учащихся  о музыкальном искусстве.

Например, третий год обучения курса музыкальной литературы предусматривает  изучение творчества русского композитора М.И. Глинки. Чтобы наиболее полно показать портрет и раскрыть личность великого композитора, я делаю подборку специальной литературы. Книга «Глинка в Петербурге»  рассказывает о жизни и деятельности композитора в Петербурге: здесь он учился, здесь начал свой творческий путь, здесь  были созданы величайшие его творения – оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».

В основу книги «И я открою земли»  легли автобиографические «Записки» самого Глинки, его письма, воспоминания его близких друзей и современников.
«Оперное творчество М.И. Глинки» подробно рассказывает об истории создания замечательных шедевров оперного творчества композитора.

А из книги  «Глинка и Пушкин» ученики узнают о связи двух великих гениях русского искусства первой половины XIX века.  Почти ровесники, Глинка и Пушкин были не только  современниками, но и патриотами-единомышленниками. Несмотря на разные политические взгляд, разные темпераменты, их сближала творческая дружба, огромная любовь к Родине и глубочайшая вера в свой народ.

На начальном этапе обучения музыкальной литературе наши педагоги- теоретики, предлагают учащимся подготовить доклад на тему «Мой любимый инструмент». И здесь  библиотека не остается в стороне. Детский кругозор по этому предмету расширяют такие познавательные книги, как «В стране музыкальных инструментов», «Там, где музыка живет», которые написаны в форме увлекательной сказки. Читая их, ребенок не только усвоит  учебный материал, но и побывает в необыкновенной стране, познакомится со многими ее жителями, станет участником забавных, а порой и опасных, приключений.

Таким образом, ребенок не только выполнит домашнее задание, но и существенно обогатит свои знания по предмету. Ведь именно такие книги, написанные в легком жанре сказки (ведь пишут реферат младшеклассники), развивают у ребенка творческую фантазию. Они непринужденно знакомят с основами музыкальной грамоты, с историей развития, и разновидностями музыкальных инструментов. Пробуждает интерес к занятиям музыкой и такие книги: «В некотором царстве, музыкальном государстве», «Беседы о музыке», «Музыка и мы».

Любовь к своей профессии и творческий подход к подаче и усвоению учебного материала педагогов-теоретиков Кильковой Л.И. и Полосухиной Е.В.,  Юшковой И.В. позволяют им выйти  за рамки учебной программы. Созданная ими,  уже более 10 лет работает и «Детская филармония». Базой для музыкального просвещения в этом случае стали общеобразовательные школы и детские сады. Задача «Детской филармонии» — расширить представления детей о музыкальном мире, познакомить с наиболее значимыми событиями музыкальной жизни, дать простор для проявления интересов и творческой инициативы школьников. Для филармонии ребята подготовили и провели такие занятия как «Музыкальное семейство», «Голоса народных инструментов», «Танец вчера и сегодня», и много других. Чтобы такой выездной урок прошел интересно и познавательно, важно, как подобран и подан материал. Он должен быть увлекательный, доступный для понимания тех ребят, кто не обучается в музыкальной школе и мало знаком с миром музыки. Библиотекарь  делает подборки книг из рубрики «Музыка и ты», «Музыкальные жанры», «Рассказы о музыке и музыкантах», «Пионерский музыкальный клуб» Эта просветительская работа приносит свои плоды. В школу приходят обучаться музыке много ребят из тех школ и детских садов, где проводились наша «Детская филармония». А педагоги и воспитатели дают прекрасные отзывы о нашей работе.

 И еще один немаловажный аспект, о котором считаю нужным упомянуть. Все знают, что состояние библиотек и общего образования,  и дополнительных образовательных учреждений вызывает серьезную обеспокоенность. Не хватает учебников, методической, нотной, художественной, научно-популярной и справочной литературы.  Недостаточно комплектование  фондов библиотек специализированной литературой.

« Первый кирпичик» в формирование фонда нашей библиотеки был положен в послевоенные годы преподавателями школы. Они приносили ноты и другие музыкальные издания из домашних библиотек. В 50-60- е годы фонд пополнялся за счет нотных изданий, которые выпускники оставляли в дар школе. В эти же годы была заложена традиция приглашать в школу с концертами музыкантов, приезжавших с гастролями в город. В конце 50-х г. с такими концертами нашу школу посетили великие композиторы А. Хачатурян и Д. Кабалевский. Позже Д. Кабалевский стал присылать в библиотеку школы издания своих произведений. Многие из них были с автографом. Так была заложена традиция собирать библиотеку автографов. Среди них есть издания с  автографами А. Пахмутовой, Я Френкеля, Б. Штоклова,  Д. Тухманова и многих других композиторов и исполнителей. В 60-е годы преподавателями теоретических дисциплин была собрана уникальная фонотека. 31 октября 1963 г. библиотека Детской музыкальной школы №6 была зарегистрирована в Горисполкоме г. Новокузнецка. Сегодня фонд насчитывает 18 000 единиц, а библиотека школы по – праву считается одной из лучших музыкальных библиотек.

Конечно, в развитии библиотеки, ее комплектовании, необходима поддержка со стороны администрации школы. Но на мой взгляд, и  библиотекарь   должен систематически объяснять, аргументировано доказывать, а в некоторых случаях даже и настаивать на необходимости приобретения того или иного  учебника, методического пособия или другого издания. Нашей библиотеке  в этом смысле очень повезло. Все директора, под чьим руководством мне довелось работать, а это Пушкарева В.Г., Ялынская Л.Н., Киняйкина Н.Д., понимают взаимосвязь качества обучения и наличие учебной литературы. Поэтому  фонд  библиотеки ежегодно пополнялся и продолжает пополняться самой новой профильной литературой. Учебной литературой по теоретическим и специальным предметам  каждый ученик обеспечен на сто процентов. Все это помогает, учащимся нашей школы ежегодно становится победителями и дипломантами на олимпиадах теоретических дисциплин различного уровня. Смею надеяться, что маленькая толика моего труда есть в их успехах.
Наверное, сегодня никого не нужно убеждать в том, насколько огромна роль чтения в жизни  человека. Чтение помогает в обретении мировоззрения, в самообразовании, формировании нашего внутреннего мира. Оно дает стимул к личностному росту, помогает превозмочь жизненные трудности. Люди, любящие читать, чаще посещают музеи, картинные галереи, театры. Есть и еще одно значимое отличие: они чаще работают добровольцами, волонтерами, участвуют в делах, где необходимо проявить милосердие…

Да можно ли перечислить все преимущества и прелести чтения?! Хотелось бы только добавить – точнее, напомнить другой общеизвестный факт: приучать читать, прививать любовь к чтению нужно начинать едва ли не с рождения ребенка. Культурного человека в общепринятом понимании невозможно представить не читающим  книг и газет.
Несмотря на то, что библиотека музыкальной школы, является все-таки, узкоспециализированной, одной из главных своих задач я вижу приобщение ребенка к чтению вообще, в самом широком его понимании.  Прошедшая в 2015 году оптимизация школ дополнительного образования, объединила  две школы искусств и  музыкальную в одну школу искусств. Появились новые отделения – изобразительного искусства, хореографии, театральное.  Наша библиотека пополняется новыми изданиями – теперь здесь есть и литература о живописи и архитектуре, хореографии, танцах народов мира. Получаем периодические издания «Юный художник», «Искусство – Первое сентября», «Музыка в школе», «Учитель музыки» и др.  Надеюсь, что все это  будет востребована у наших ребят. И верю, что сегодняшнее поколение не утратит интереса к знаниям,  к чтению. От этого зависит не только непрерывное самообразование, развитие гармоничной ЛИЧНОСТИ, но и – в конечном итоге – жизнь нашей страны, ее конкурентоспособность, ее будущее.

                                                              Иващенко Н.Н.

                                                    зав. библиотекой  ДШИ № 48