Ференц Эркель

7 ноября – 210 лет со дня рождения

1810 – 1893 гг.

  Венгерский композитор, дирижёр, пианист, педагог и музыкально-общественный деятель. Потомственный музыкант, Эркель учился у отца (фортепиано), в 1822-25 – у Г. Клейна в Братиславе (фортепиано, орган, музыкально-теоретические предметы). С 1827 жил в Коложваре (ныне Клуж), был домашним учителем музыки у графа Чаки (1828-35), выступал как пианист. Около 1830 г. дебютировал как дирижёр в Коложваре. С 1835 жил в Пеште. Дирижировал оперными спектаклями Венгерского театрального товарищества (шли в Дворцовом театре), концертировал как пианист. В 1836-38 был вторым дирижёром немецкого театра. С конца 30-х гг. Эркель в течение более 50 лет возглавлял музыкальную жизнь страны. С 1838 главный дирижёр, затем музыкальный директор Национального театра, с 1884 – Оперного театра (в последний раз выступил в ним как пианист и дирижёр 7 ноября 1890), дирижировал концертами оркестра Филармонического общества (основано им в 1853; оставался его руководителем до 1871) и Всевенгерского объединения хоровых обществ (с 1868 его главный дирижёр). В 1875-86 был директором и до 1888 профессором по классу фортепиано Музыкальной академии.

Эркель – основоположник национальной венгерской оперы. В своих исторических патриотических операх использовал сюжеты, связанные с реальными эпизодами борьбы венгерского народа против чужеземной тирании. Сочетая достижения западно — европейского оперного искусства с венгерской фольклорной основой, он создал произведения с яркими музыкальными характеристиками героев, с трагическими коллизиями большой силы воздействия. Национальный характер операм Эркеля придают широкое использование интонаций и ритмов вербункоша и народных песен периода куруцких войн против габсбургского владычества. Наиболее значительны героико-лирические оперы романтического характера «Ласло Хуньяди» (1844), созданная в период подготовки Революции 1848 и отражающая патриотические устремления венгерского народа, его национально-освободительные идеи, и «Банк бан» (по драме И. Катоны; сочинена ок. 1850-60, поставлена в 1861); некоторые мелодии из этих опер пелись как массовые песни во время народных демонстраций в 1848-49 и 1918-1919 (с частично изменёнными текстами). В своей творческй эволюции Эркель шёл от романтизма к реализму; в его операх возрастает роль народных масс, в многочисленных хоровых сценах всё шире использовал подлинные народные песни. В оркестровке выделялись сольные партии флейты, предназначенные для виртуозов-флейтистов братьев А. Ф. и К. Доплеров (совместно с ними Эркель написал оперу «Эржебет», 1857). Эркелю принадлежат также комические бытовые оперы на сюжеты из жизни венгерского общества того времени, в т. ч. «Шарольта» (1862).

Источник: http://www.kraeved-samara.ru/archives/6321