Антонис ван Дейк

22 марта
420 лет со дня рождения
Антониса ван Дейка,
фламандского художника

«Автопортрет»

 

Антонис ван Дейк родился в Антверпене в семье удачливого купца. В десять лет мальчика отдали в обучение к антверпенскому живописцу Хенрику ван Балену. После четырёх лет обучения Антонис начал работать самостоятельно. В 1618 году его приняли в гильдию живописцев св. Луки и этим годом помечены самые ранние его работы – этюды, изображающие головы стариков. К этому времени молодой художник уже год проработал в мастерской Рубенса, который предложил ван Дейку участвовать в росписи церкви иезуитов, достраивавшейся тогда в Антверпене. В то же время ван Дейк создаёт ряд самостоятельных произведений: «Самсон и Далила», «Св. Мартин и нищие».  Работа молодого художника отличается особой мерцающей техникой, смелостью композиции и легковесностью. Сотрудничая с Рубенсом в течение ряда лет, ван Дейк полностью овладел техникой живописи и в большой мере композиционным мастерством учителя. Он создаёт ряд картин на мифологические и религиозные сюжеты: «Несение креста», «Увенчание тернием», «Поцелуй Иуды». Талант ван Дейка ярко проявился в портретной живописи. Он создал определённый тип аристократического репрезентативного портрета, отличающегося особой утончённостью. Вместе с тем он оставил много подлинно прекрасных и глубоких портретов интеллигентных людей своего времени. К числу лучших портретов ван Дейка раннего периода относится

«Семейный портрет».

«Уже в первый антверпенский период, работая как портретист, ван Дейк использует различные технические приёмы живописи…Техника живописи «Семейного портрета» имеет свои особенности: картина написана на крупнозернистом холсте; слой краски местами настолько тонок, что фактура холста обнажается, создавая ощущение ещё большей живости и трепетности». (Н. С. Применко).

С конца 1621 года ван Дейк в течение шести лет живёт и работает в Италии, где окончательно складывается стиль его портретной живописи. Художник становится любимым портретистом итальянской знати, он создаёт блестящие обстановочные портреты-картины, поражающие своим великолепием и красочностью, отличающиеся благородством и утончённой изысканностью. В 1622-1623 годах ван Дейк создаёт одну из лучших картин — портрет кардинала Гвидо Бентивольо. Английский художник Д. Ричардсон Младший писал позднее: «Я никогда не видел ничего подобного. Я любовался картиной два часа и ещё раз двадцать приходил смотреть её снова. Кардинал сидит в кресле, опершись левым локтем о подлокотник, а руки его (изящнейшие и прекраснейшие на свете), небрежно опущенные на колени, естественно и непринуждённо поправляют стихарь, выписанный тщательнейшим образом, но нисколько не разрушающий общую гармонию. Лицо его выражает силу, далеко превосходящую всё, что я видел, но в то же время мудрость и твёрдость, не уступающие рафаэлевским…».

В 1627 году ван Дейк возвращается на родину и начинается второй антверпенский период его творчества, явившийся вершиной достижений мастера. Художник пишет портреты антверпенских бюргеров и испанской знати. В характерных, остро схваченных образах проходят перед нами современники мастера: политические деятели, прелаты, художники, аристократы, светские красавицы. В 1632 году ван Дейк принимает приглашение короля Англии Карла I и, покинув родину, переезжает в Лондон, где проходит последний период его творчества. Художник становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Чести позировать ему добивается всё высшее общество. В портретах английских аристократов ван Дейк тонко почувствовал и передал атмосферу английского двора. Ван Дейк пишет множество портретов английского короля,

Портрет Карла I

королевы и их детей. Одним из лучших портретов художника английского периода является «Портрет Карла I». «Он стоит, лошадь его держит конюх. На короле широкополая чёрная шляпа, кожаный камзол и высокие сапоги. Одной рукой он опёрся на трость, в другой у него лайковые перчатки… «Из всех вандейковских портретов Карла этот – самый прекрасный: богатый колорит, чарующая композиция (король смело помещён слева), безукоризненно уверенная техника» (К. Браун).

В последние годы жизни ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ – циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки в Париж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулся в Лондон и вскоре умер. По его завещанию он похоронен в лондонском соборе св. Павла.